«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Выпуск 10

Департамент труда и социальной поддержки населения

Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

Рыбинский социально-реабилитационный центр для  несовершеннолетних

«Наставник»

Библиотечка «Ребенок в замещающей семье.

Советы воспитателям и родителям»

ВЫПУСК 10

ДЕТИ  И  ДЕНЬГИ

Рыбинск, 2010

Сборник подготовлен коллективом в составе:

Егоровой Н.К., Черемисиной П. В., Жемайтис С. В., Фигуриной Т. Г., Шамуровой Н. В.

Под редакцией:

И. В. Матвеевой, заведующей методическим отделением;

Н. И. Ройтман, И. В. Мельниковой, педагогов-психологов.

Библиотечка: «Ребенок в замещающей семье.

Советы воспитателям и родителям»

Выпуск 10

Способность молодых людей управлять своими финансами зависит от того, получили ли они такой опыт в детстве, приучили ли их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи.  Если нет, то рано или поздно, эти  вопросы оборачиваются серьезной проблемой.

Предлагаемый выпуск библиотечки «Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям» подскажет,  как научить воспитанника самостоятельно распоряжаться деньгами,  понимать многие вещи: необходимость выбора, расстановку приоритетов, контроль над своими потребностями и др.

Выпуск будет полезен «родителям-воспитателям», а также специалистам, работающим с замещающей семьей.

© Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………………………………………. 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………. 4

СЕМЕЙНАЯ  КУЛЬТУРА  ДЕНЕГ…………………………………………………………………………………… 7

КАК ПРАВИЛЬНО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С ДЕНЬГАМИ………………………………………. 14

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ……………………………………………. 20

ДЕНЬГИ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ…………………………………………………………………………. 25

ФИНАНСОВЫЙ  ДОГОВОР………………………………………………………………………………………….. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….. 38

ТРЕНАЖЕР  РАСХОДОВ………………………………………………………………………………………………. 38

ДЕТСКИЕ  ВОПРОСЫ О ДЕНЬГАХ………………………………………………………………………………. 43

КАК СТРОИТЬ БЕСЕДУ О ДЕНЬГАХ (советы родителям-воспитателям)………………………… 50

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………………………. 52

ВВЕДЕНИЕ

В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, «мещанству». Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво.

В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое — «деньги» стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны – они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме.

Сегодня дети очень рано начинают думать о деньгах как о способе получения удовольствий. Кроме того, во многих семьях деньги часто оказываются предметом споров, беспокойства, средством награды или наказания.         Одни родители-воспитатели уверены, что ребенок с малых лет должен знать цену жизненным благам. Другие думают, что жизнь еще успеет преподать детям урок, и тогда, они научатся считать каждую копейку.

Однако, независимо от того, учат детей этому или нет, они быстро осознают власть  и символическое значение денег, которое ребенок осознает обычно от 3-х до 5-ти лет — из семейных разговоров, телепередач, от сверстников. Маленькие дети знают, что деньги — это вознаграждение, что они обладают силой, но поскольку только начинают получать представление о цифрах, не очень понимают их количественное значение. Одни не видят разницы между сотней и тысячей. Кроме того, дети замечают, что  товары в магазинах мы оплачиваем, а не просто берем и уносим. Мы обмениваем деньги  на  покупки. Таким образом, детское «хочу» в 2-3 года превращается в «купи» к 4-5 годам. Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступать. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то необходимого, с другой, — боятся избаловать. Они  стараются проявлять родительскую любовь и заботу, но хотят, чтобы  их воспитанники выросли людьми ответственными.

Задолго до того, как получить представление о заработной плате и накоплениях, дети видят эмоции взрослых, связанные с этим понятием, например, «все продается в этом мире и все покупается…», «мы зарабатываем деньги в поте лица…». Когда  дома постоянно  идут разговоры о нехватке денег и о виноватых в этом людях и обстоятельствах, ребенок принимает это за норму. При всей «служебности» своей роли деньги постоянно присутствуют  в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств как честность, благородство, деликатность, обязательность. Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей — познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения.

Мы теряемся в целом мире вопросов: «Как познакомить ребенка с миром денег? Как вести себя, когда ребенок что-либо просит? Нужно ли давать ребенку карманные деньги? С какого возраста это можно делать? Сколько давать? Как воспитать в нем бережливость?».  Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное — сконцентрировать усилия родителей-воспитателей на развитии психологической зрелости ребенка, дать ему время и предоставить возможность самому оценить свои бесчисленные желания и  удовлетворить самые  здоровые и необходимые из них.

Составители брошюры уверены, чем раньше и прочнее взрослеющий человек усвоит истину о том, что деньги добываются трудом,  что попрошайничать стыдно, что есть нужды не только его, но и других членов семьи, тем больше уверенности появится у родителей-воспитателей в том, что ребенок найдет свое место в жизни, сумеет стать хозяином своей судьбы.

СЕМЕЙНАЯ  КУЛЬТУРА  ДЕНЕГ

Многие родители-воспитатели считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем, материальная жизнь замещающей семьи, как и любой другой, основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Как дети воспринимают деньги?

С первых своих шагов  ребенок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка интересным и привлекательным. Почему, если есть деньги, то есть и понравившаяся игрушка? А если денег нет, то даже самой маленькой игрушки у мамы не допроситься? Почему в магазинах, если дать продавцам какие-то неинтересные бумажки, они в ответ дают красивую и  яркую книжку, пушистого мишку или красивую куклу? Почему после того, как мама принесет домой какую-то зарплату, появляется красивое платье? А когда папа заключит какой-то непонятный контракт, вся семья идет в кафе или кино? Ребенок не понимает, какая связь существует  между  всем этим, пытается понять эти закономерности. Но в каждой семье существует своя «семейная культура денег».

«Семейная культура денег» может оказать более сильное влияние на представление ребенка, чем логически связные рассказы и  специальное обучение. Не всегда даже уроки экономики могут научить ребенка правильно и «полезно» пользоваться деньгами. «Так делают у нас в семье!» — сознательно или бессознательно этот образец определяет линию поведения. Деньги в жизни ребенка, скорее всего, будут занимать то место, которое им отвели близкие люди. В какой-то момент своей жизни ребенок сам формирует для себя, что же такое деньги и как с ними стоит обращаться. Семейная культура денег может быть различной. Она выражается в том, что говорят друг другу члены семьи о деньгах, как они их воспринимают, как тратят, каким способом склонны их получать. Можно описать несколько семейных стратегий по отношению к деньгам, которые проявляют дети в школе и дома. Нужно отметить, что иногда в семье пересекаются 2-3 стратегии.

«Вытянуть деньги любыми способами!»

Суть стратегии в том, что окружающие люди и общественность рассматриваются как объекты, из которых можно и нужно получить деньги. Работа имеет смысл только в том случае, если приносит хороший доход с минимальными затратами. Специфическим признаком такой стратегии являются частые разговоры взрослых о том, кто и каким образом получил деньги. При этом выражается восхищение и зависть к тем, кто получил деньги «легко», даже если присутствует та или иная доля хитрости и обмана. Члены семей, схитрившие для получения денег, получают похвалу, восхищение, уважение и т.п. Растущие в таких семьях дети любят, когда деньги лежат у них в кармане, любят тратить деньги на себя, но особенно привлекает их возможность получить что-то за чужой счет. Такие дети не идут на крайности, не воруют, но с удовольствием выпросят чужую вещь, а потом «забудут» ее отдать. Как только детей  упрекнут в этом, они с наивными глазами вернут. Такие дети  рано учатся быть приятными для «нужных» людей, льстить вышестоящим (директорам, старшеклассникам), но при этом сами добрые слова, как способ одобрить другого, не особенно ценят, а только в контексте того, что за них можно получить. Они могут воспользоваться простодушием близких людей и знакомых. Все дети периодически могут прибегать к хитрости, но только дети из семей с подобной стратегией делают это «профессионально» и постоянно, и при этом получают явное или неявное одобрение от родителей.

«Бери сейчас, плати потом!»

Это стратегия недальновидности: взрослые в таких семьях не привыкли задумываться о последствиях своих финансовых операций. Например, продавец, который любым способом пытается сбыть некачественный товар, обсчитывающий покупателей. То, что покупателей становится со временем все меньше (а это очевидно невыгодно!), его в момент обсчета не волнует. Самый главный день — день, когда получены деньги в руки (на счет). А такие понятия, как «репутация», «будущие дивиденды», «долговременная финансовая стратегия» им не интересны.

Дети, усваивающие подобный фон отношения к деньгам, не очень стесняются в способах обогащения и с трудом анализируют свои поступки. Они даже могут взять, «пока никто не видит», а потом искренне жалеть себя, если их разоблачат. Они любят брать в долг, но потом «кредиторам» очень трудно получить свое обратно.

«Деньги как случайно пришли, так и уйдут!»

Взрослым в такой семье обычно трудно или «некогда» планировать свои финансовые дела. Крупные суммы денег тратятся спонтанно, взрослые затрудняются заглядывать «далеко в будущее», диапазон экономических взглядов узок. Дети в таких семьях обычно или чрезвычайно экономны, либо, напротив,  относятся к деньгам довольно легкомысленно.

«Деньги жгут руки»

Стратегия близка к предыдущей, но отличается тем, что из каких бы источников и в каком бы количестве деньги не приходили в семью, соблазны их потратить настолько велики, что фактически такой семье будет не хватать любой суммы денег, какой бы крупной она ни была. Причиной такого поведения у взрослых, в основном, являются некоторые не до конца осознанные механизмы психики (например, скрытое чувство вины, когда человек с помощью постоянной «отдачи» денег как бы «откупается» от чего-то, в чем он бессознательно считает себя виноватым). Такой семье трудно достичь высокого уровня благосостояния, что усугубляет психологические проблемы. Круг замыкается.

Дети в таких семьях отличаются щедростью, делают много мелких подарков приятелям и друзьям, ожидают от окружающих ответных подарков, но совершенно не умеют распоряжаться деньгами разумно.

«Страх перед отсутствием денег, страх нищеты»

Часто подобные чувства по отношению к деньгам испытывают семьи, пережившие какое-либо несчастье, неполные семьи или имеющие хронически больного члена семьи, которые в силу объективных причин потеряли уверенность в собственных силах. Однако не только люди, пережившие какое-либо несчастье, панически боятся нищеты. Особенностями такого подхода являются скованность в творчестве, очень ограниченное число вариантов повышения своего благосостояния (например, в семье единственным способом добывания денег может быть изматывающий труд в качестве наемного работника, все прочие идеи, в том числе идея частного предпринимательства, не рассматриваются вовсе). И дело не в уровне интеллекта, способностей, наличии или отсутствии навыков, а в страхе, как таковом, который является тормозом развития семьи.

Дети в таких семьях часто имеют заниженную самооценку, многие не хотят учиться обращению с деньгами, поскольку не чувствуют уверенности в том, что у них что-то получится. Они непоследовательны, могут то дарить подарки, то становиться жадными, подозрительными. Им трудно усваивать другие стратегии.

«Считай каждую копейку»

Семья передает ребенку хорошие навыки учета, контроля над деньгами, но часто способствует закладыванию ограничений на экономическое творчество ребенка. Риск в таких семьях не приветствуется. Иногда дети не получают даже того, что им необходимо, хотя здесь многое зависит от приоритетов семьи. Такая стратегия может перейти в обычную жадность. Например, ребенок может недоедать в школьной столовой, потому что «мама велела поберечь деньги», или не посещать кружок, школу, которые развивали бы его выраженные способности, потому что «мы не можем это себе позволить».

«Деньги могут все!»

Если в семье провозглашается принцип «Деньги могут все!», и ребенок принял его за абсолютную истину, его могут подстерегать разочарования при общении со сверстниками. Ведь младшие, да и более старшие школьники ценят в одноклассниках и физическую ловкость, и силу, и сообразительность, да и творческие способности. Например, подросток может считать, что если он подарил девушке дорогой подарок, то ее благосклонность ему обеспечена. Он может искренне негодовать, когда обнаружит обратное. Поэтому такие дети могут быть склонны к переменам настроения, агрессивности, даже страхам, когда они начинают сталкиваться с вещами, которые не укладываются в рамки семейных представлений. Дети  прекрасно овладевают навыками сохранения денег, но не всегда умеют учитывать психологические нюансы их употребления, могут быть резкими и бестактными в ситуациях, связанных с деньгами. Кроме того, они привыкли измерять успех и значимость окружающих исключительно по размеру их кошелька и счета.

Каково же «здоровое» отношения к деньгам? Члены семьи реально определяют свои возможности и потребности, зарабатывают столько, сколько планируют, тратят, сколько необходимо, и оставляют какую-то часть на завтрашний день.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С ДЕНЬГАМИ

Финансовое образование детей, пусть даже не специальное, — это важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия — патологическая жадность, неумение удерживать деньги, склонность к паразитической жизни.

Все-таки первые кирпичики в формирование экономических представлений  у ребенка закладывают родители, а не школа и тем более ВУЗ.

Деньги — это серьезно. Поэтому, чем раньше ребенок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него (да и для вас). Для начала объясните ребенку, зачем вы ходите на работу: «Взрослые работают, чтобы получать деньги, а потом покупают для всей семьи продукты, одежду,  книжки, игрушки».

Ребенок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними. Поучение и чтение морали не способствуют усваиванию информации. Игра — вот основная форма первого знакомства с деньгами. Например, покажите ребенку разные монеты и купюры, объясните их значение — что больше, а что меньше. Тогда в школе ребенок, решая подобные задачи, быстрее найдет ответ, ведь он зрительно представляет, о чем идет речь.

Хорошая школа — наблюдение  во время участия в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты можно показать ребенку все деньги, посчитать их (в зависимости от возраста ребенка), попробуйте составить план на месяц (если ребенок маленький, то проговорите его вслух). Если ребенок попросит купить очень дорогую вещь,  можно попробовать дать ему представление  о долге, о том, что любой долг надо возвращать. Покажите ему мультфильм «Каникулы в Простоквашино», где кот Матроскин очень выразительно рассуждает на эту тему. Предложите ребенку разделить стоимость игрушки на две части — на одну часть отложить с этой зарплаты, а на другую — со следующей.  Если ребенок уже хорошо знает цифры, пусть поучится счету, складывая две части.

Для младших школьников хорошая школа правильного обращения с деньгами — магазин.  Начиная с 6 лет можно посылать ребенка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Сложить цены, не «проворонить» сдачу, не забыть сам товар в магазине — это хорошие стимулы для развития вышеназванных качеств.

Понятно,  если денег не хватает, то у ребенка возникают эмоции, порой очень ярко выраженные. Он может быть расстроен, обижен, сердит. Но эмоциями делу не поможешь. Что он может сделать? Самое время рассказать о накоплениях. Для чего они нужны? Накопить, чтобы купить желанную игрушку, — это вполне доступно пониманию даже дошкольника. Не пугайте ребенка нищетой или необходимостью оберегать средства. Он может приобрести «синдром дядюшки Скруджа», когда, накапливая деньги, будет не в силах потратить их даже на нужные вещи. Чтобы  чувствовать себя спокойно и оградить  от тревог, ребенок должен постоянно ощущать деньги в кармане, подходить к копилке и убеждаться в том, что она становится все тяжелее. Чаще такой синдром развивается у детей, для которых деньги превращаются в средство подтверждения своей ценности — у детей нелюбимых, заброшенных, обделенных вниманием родителей. Если родители хотят сохранить психическое здоровье ребенка, они должны изменить свое поведение, поговорить с ребенком по душам, дать ребенку столько ласки, сколько ему необходимо.

Иногда жадность развивается у нерешительных, неуверенных детей, задавленных родительским авторитетом. Они боятся ошибиться в покупке. А вдруг не понравится? А вдруг мама поругает? А вдруг слишком дорого? Потренируйтесь совершать ошибки вместе. Ребенок должен понять, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Промах — далеко не конец света, а всего лишь опыт.

Пусть ребенок подумает, что можно подарить другому человеку. Как выбрать подарок? Тот, который нравится самому, или тот, которому обрадуется именинник? Не поощряйте жадность, ведь любой человек должен уметь делиться.

В результате ваших усилий ребенок должен усвоить основную цель накоплений — достижение определенной цели, даже если эта цель-всего лишь покупка игрушки.

Ставим цель

Уметь ставить цель — значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель — накопить на определенную вещь, можно составить график накоплений с каждого получения карманных  денег. Эта задача  затрудняется, если в семье нестабильные и  низкие доходы. О плане тогда речь не идет.

Видя цель (особенно когда она нарисована и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребенок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на  чем сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем полученное просто так. Пусть ребенок постепенно привыкает, что постоянное наличие у него суммы «на непредвиденные расходы»  смягчает некоторые «удары судьбы» и создает основу для спокойной жизни.

Личный пример родителей

Привить детям здоровое отношение к деньгам возможно лишь тогда, когда родители-воспитатели сумеют культивировать такое отношение в самих себе. А для этого необходимо отказаться от многих предубеждений. Прежде всего – от старой догмы, будто деньги – зло и  портят человека. Они действительно могут выступать злом и могут испортить. То же самое можно сказать о чем угодно: даже полезными витаминами можно отравиться или захлебнуться в чистейшей родниковой воде, но попробуйте прожить без воды и витаминов!

Когда взрослые умеют распоряжаться деньгами и открывают свой опыт и знания для ребенка — это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Чем чаще ребенок знакомится с вашими денежными операциями, тем больше он приобретает опыта. Своим примером родители-воспитатели  могут научить детей законам экономики, причем важно, чтобы они понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.

Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.

Если  папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет,  а мама, в свою очередь, ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.

Если ребенок кричит, что родители  «жадины» и «злюки», отказываясь понимать, что деньги имеют свойство заканчиваться, что родители имеют приоритеты в распределении бюджета, что он не может требовать десятую машинку за эту неделю, и родители в глубине души согласны с ним и испытывают чувство вины, то это значит, что деньги в  семье стали грозным символом власти и манипуляций. Здоровое  и корректное отношение к деньгам – вот лекарство от скандалов на почве денег.

Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры) от второстепенного (иномарка, евроремонт, дорогая игрушка). Если у родителей-воспитателей деньги не стали самоцелью, наваждением,

постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, выходит в жизнь не умея распоряжаться финансами,  даже после того, как они начинают зарабатывать собственные деньги. Действительность, с которой выросшие дети сталкиваются, оказывается гораздо сложнее, чем это можно было предположить, живя на полном обеспечении родителей-воспитателей, и жить на собственные деньги получается не так просто. Происходит это потому, что за весь период взросления никто так и не научил воспитанников рассчитывать, сколько денег нужно на жизнь и как решать проблемы выживания.

Чтобы уметь управлять своей реальной жизнью в реальных экономических условиях, детей надо учить составлять свой бюджет, чтобы цифры расходов не пугали, чтобы росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания.  То есть, детей нужно учить обращению с деньгами — не эмоциональному отношению к ним, а именно умению пользоваться деньгами.

Когда дети живут в семье, то сначала их расходы полностью оплачивают родители, потом часть своих расходов ребенок должен научиться оплачивать сам, и, в конце концов, перейти «на полную самоокупаемость», т. е. стать взрослым и решать свои финансовые проблемы самостоятельно.

Как же научить детей понимать суть их расходов и составлять личный бюджет, а также жить по нему?

Первое, с чего надо начинать, это научить ребенка правильно тратить деньги. Тратить – это значит делать выбор между необходимым и желаемым, между качественным и не очень, между дешевым и дорогим, между первоочередным и тем, что может подождать.  Учить расходовать деньги надо на реальных деньгах, принадлежащих лично вашему ребенку, потому что тратить родительские деньги легко, а к своим собственным у ребенка подход другой – хозяйский. Именно этим целям и служат карманные деньги, которые должны выдавать родители своим детям.

На этом этапе ребенку важно объяснить движение денег, их приход и расход, используя для этого простейший финансовый отчет, состоящий из двух колонок: доходов и расходов с подсчетом того, что остается после любого движения. Что происходит с финансовым положением ребенка, когда деньги поступают, и что происходит, когда деньги тратятся? Остаток наличных денег в копилке — всегда результат отношения к тем средствам, которые есть. Для того, чтобы считать итоговые цифры за определенный период — нужны навыки сложения и вычитания. Поэтому, если ваш ребенок слишком мал, то вам придется ему помочь, особенно в расчетах с копейками. Старшие дети обычно подсчитывают баланс без проблем.

Научить ребенка составлять свой бюджет можно  при прохождении нескольких этапов:

Первый этапделение расходов на части. Мы знаем, что бюджет — это определенное количество расходов для поддержания образа жизни, которого придерживается человек. Необходимо объяснить ребенку систему трех копилок, когда все поступающие деньги делятся на три части: сбережения, благотворительность и текущие расходы.  В соответствии с этим принципом делится и блокнот, который ваш ребенок будет использовать для учета своих расходов по этим видам затрат.

Второй этапэто дробление текущих расходов. Если вы даете ребенку, кроме карманных денег, еще и деньги на его обязательные расходы: завтраки в школе, проезд на автобусе и т. п., то деньги на завтраки и прочие согласованные с вами цели  используются только на завтраки и то, для чего они предназначены, а карманные —  на его желания и удовольствия.

Третий этапрасширение горизонтов планирования. Это работа со статьей расходов, например, на домашнего животного, на хобби, т. е. на то, о чем ребенок имеет представление как о процессе.

Так, если у вашего ребенка живет кролик, то все расходы на него надо поделить на одноразовые, которые были затрачены при покупке, например, клетка, поилка и прочее оборудование для домашнего любимца.

Затем вы определяете повторяющиеся из месяца в месяц, такие как корм и витамины.

И третий вид расходов, если таковые имеются, амортизационные расходы, т.е. расходы на то, что подлежит износу в зависимости от времени, и средства на которые следует накапливать. Клетка у кролика вряд ли выйдет из строя в течение года, а вот поилка может сломаться, и к этим расходам нужно быть готовым.  Сначала вы сообщаете в течение некоторого времени ребенку все суммы, которые тратите на животное, обсуждаете все то, что требуется вашему любимцу, а потом просто выделяете деньги на месяц, для того, чтобы ваш ребенок сам нес ответственность за содержание кролика и отчитывался за те расходы, которые сделал.

Что касается доходов ребенка, то, как правило, они складываются из карманных денег, денег, подаренных родственниками к определенным праздникам, и из заработанных денег.  Ко всем видам доходов должен быть применен принцип трех копилок: часть денег оставлять себе, а частью —  делиться и помогать нуждающимся.

Передача ребенку ответственности за некоторые «личные» статьи затрат будет связана с тем, насколько хорошо вы научили его зарабатывать деньги на свои нужды.

В результате планомерной работы с карманными деньгами,  вы все больше будете вместе с ребенком «дробить» текущие расходы для того, чтобы их можно было анализировать, и искать оптимальный вариант для выбора, и научите отличать необходимые расходы от удовольствий. Это именно то, чего так не хватает сегодня даже взрослым людям, испытывающим финансовые проблемы.

Цель родителя-воспитателя – научить ребенка планировать свои расходы, и четко понимать, каким образом можно обеспечивать тот стиль жизни, который он  для себя выбрал. Что и к выбору будущей профессии, при помощи которой ребенок будет зарабатывать себе на жизнь, позволит отнестись со всей серьезностью, так как именно правильный выбор сферы деятельности даст ребенку ту финансовую основу, на которую он может опереться.

ДЕНЬГИ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ

В нынешнее время, когда мировой финансовый кризис подбирается к каждому, и даже английская королева живет в режиме строжайшей экономии, есть прекрасная возможность научить наших детей правильному отношению к деньгам. Именно сейчас, когда так явно виден контраст финансовых состояний, можно сделать процесс обучения более наглядным.

Выдача карманных денег детям призвана познакомить их друг с другом, подружить. Только перед тем, как определить размеры суммы выдаваемых денег, необходимо учитывать возраст, характер ребенка, его проявившееся отношение к деньгам и условия, на которых они будут выданы.  Есть два способа выдачи карманных денег: сумма, которая дается без условий, и «зарплата».

Один из видов выдачи денег на карманные расходы — это просто определенная сумма, которая, безусловно, выдается периодически просто так. Естественно, у каждого ребенка есть собственные потребности, и родители могут научить ребенка расставлять приоритеты в своих тратах, выдавая небольшую сумму на карманные расходы. В данном случае сумма должна выдаваться всегда, не зависимо от того, что сделал либо не сделал ребенок, но может быть «конфискована» за серьезные проступки в виде наказания.

С какого возраста можно начинать давать деньги?

Начинать нужно тогда, когда ребенок начинает проявлять интерес к деньгам как к средству товарообмена. Например, на требование «Купите мне эту куклу (машинку)» родители отвечают «Нет. Она стоит слишком дорого». Естественно, у ребенка возникает вопрос: «А сколько не дорого?»  или «Почему вещи стоят по-разному?»…

Ну конечно, если ребенок «созрел» для этого «Почему», то нужно начать обучение.  Стоит не забывать, что у каждого ребенка это происходит по-разному: у кого-то в 3 года, а кто-то задумается только в 7-8 лет. Главное не упустить момент начать разговор о том, что такое деньги, зачем они нужны и как их зарабатывают.

Характер ребенка

У каждого ребенка свой характер. Но в совокупности черт характера по отношению к вещам обязательно проявляются такие качества как: щедрость или жадность; бережливость или небрежность, бескорыстие или корысть. Именно от этих черт необходимо отталкиваться, воспитывая в ребенке отношение к деньгам. Есть детки, что называется, «душа нараспашку» – со всеми делятся, иногда отдадут последнее, этих деток нужно учить бережливости и правильному определению ценности вещей. С карманными расходами в этом случае лучше подождать до тех пор, пока ребенок не научится определять цену денег.

Есть детки, которых называют «жадинами», они склонны к накопительству, а иногда в их поведении проявляется корысть («Я помою посуду, только если ты мне за это заплатишь»). В воспитании этих детей нужно сделать акцент на таких понятиях как «обязанности». Важно рассказать ребенку, что он должен делать бесплатно, а за что может получить вознаграждение. В любом случае, прежде чем начать выдавать деньги на карманные расходы, необходимо определить сложившееся отношение вашего воспитанника к вещам и деньгам.  Важно не забывать о том, что с помощью одобрения и похвалы родитель-воспитатель может закрепить желаемое поведение ребенка.

Отношение к деньгам

Детки с раннего возраста сталкиваются с деньгами, и родители-воспитатели волей-неволей прививают ребенку определенное отношение к вещам и деньгам.

Всем знакома ситуация «купи мне», она начинается с «хочу это сейчас». На просьбу ребенка: «Хочу сейчас!», — мы отвечаем: «Подожди, надо сначала заплатить» или «За это нужно отдать деньги, а их у меня сейчас нет». Это и есть первое знакомство с деньгами. Конечно, разные дети отреагируют по-разному: одни подождут, другие начнут скандалить, но это уже несколько другая тема. В зависимости от нашего ответа и  поведения у ребенка складывается определенная модель отношения к деньгам, которая потом обрастает все новыми правилами и обстоятельствами.

И вот, наконец-то, мы добрались до конкретных условий, которые необходимо определить при выдаче денег на карманные расходы. Начнем с того, что условия должны быть обязательно. К ним относятся:

1. Размер суммы карманных денег. Ее необходимо оговорить  и обозначить условия, при которых она может меняться. Взрослому важно четко следовать этой договоренности. Строгий порядок должен быть во всем, иначе ваша непоследовательность может сыграть нехорошую роль в будущем отношении вашего ребенка к деньгам.

Можно для пущей важности назвать это зарплатой. Поверьте, для ребенка, который хочет поскорее стать взрослым, это очень важный повод повысить свою самооценку и самозначимость. «Я уже взрослый, мне платят зарплату». Важно помнить, что, вступая в товарно-денежные отношения  со своим ребенком, вы прививаете ему и правила отношения работника и работодателя.

2. Период времени. Не менее важно определить на какой период времени выдается «зарплата» (карманные деньги). Неделя считается самым оптимальным временем, поскольку месяц — это слишком долго, а день — достаточно  хлопотно для родителей. Неделя — это хороший промежуток времени: во-первых, от выходных до выходных, во-вторых, ребенок, даже детсадовец, способен посчитать до семи и распределить свои расходы в течение недели, даже если изначально потребуется ваша помощь.

3. Условия выдачи, а возможно, условия премий или штрафов. Важно сразу определить, что зарплата – это заработная плата, т.е. плата за определенную работу, которую выполнили. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно заработать, их нельзя получить просто так. Необходимо также сразу составить список обязанностей для ребенка, и соответственно условия выдачи «зарплаты». Лучше не менять список обычных обязанностей ребенка, которые он выполнял до введения «Системы оплаты труда», иначе у ребенка возникнет демотивация (пропадут мотивы даже к труду по самообслуживанию без финансового вознаграждения).

Необходимо выстроить комфортную для ребенка и родителей систему оценки труда. Например, в течение недели ваш воспитанник поддерживает порядок в своей комнате, моет посуду 2 раза в неделю и ведет себя в соответствии с требованиями родителей, за это вы платите ему «зарплату», например, 50 рублей в неделю.

Следует учесть и озвучить систему поощрений и штрафов, их размер за ту работу, которую ребенок по собственной инициативе сделал сверх оговоренного списка, либо в течение недели были замечания по исполнению поручений.

Применение выше указанной схемы требует от родителей-воспитателей значительных усилий и выдержки для того, чтобы быть последовательным и непреклонным при возникновении спорных вопросов. Учить ребенка правильному отношению к деньгам непросто, так как  необходимо терпеливо объяснять ребенку и помогать советами при его тратах. Ни в коем случае не допускать выражений «Что за ерунду ты купил? Только деньги потратил». Необходимо помнить и обязательно объяснить ребенку, что как только вы отдали ему деньги, это его деньги, а ни мамины, ни папины, ни кого другого,  и только он решает,  на что их потратить. Пускай  поначалу воспитанник  будет тратить средства бездумно, покупать много ненужных, на ваш взгляд, мелочей, а потом просить еще денег, потому что у него они закончились. Это поможет объяснить,  что такое экономия, рассказать о своем опыте оценки вещей, что такое накопительство. Пускай он совершает ошибки и на них учится. Главное —  запастись терпением и быть рядом, когда понадобится ваша помощь или совет, пока ребенок учится принимать решение самостоятельно.

На практике мы вполне успешно совмещаем оба способа выдачи денег на карманные расходы. Например, даете ребенку 30 рублей в неделю безусловно и платите зарплату в 30 рублей. Для ребенка это «целый капитал», а для семейного бюджета не слишком обременительно. Главное не жалейте денег, которые вы отдаете ребенку, считайте это платой за уроки финансовой грамоты для вашего ребенка.       

Взрослый подросток, а особенно студент, может и должен подрабатывать — независимо от финансового положения семьи. Подработка развивает чувство ответственности, показывает, как даются деньги, отвлекает от мрачных подростковых мыслей о тяготах бытия и дает тинэйджеру вожделенное ощущение взрослости.

Если избавить  14-17-ти летнего ребенка от всех обязанностей, да еще и предоставить ему при этом достаточные финансовые возможности, то в первой же более-менее сложной жизненной ситуации он рискует оказаться  полностью выбитым из колеи.

Понятно, что вопрос о работе подростка в семьях с тяжелым материальным положением наиболее актуален. Все, что нужно сделать, это помочь сыну или дочери найти такую работу, которая не повредит здоровью, будет оставлять время и силы для продолжения учебы.

Но и в том случае, когда семья  не особо стеснена в средствах или даже весьма и весьма состоятельна, лучше поискать подростку посильную для него подработку, чтоб не  вырастить иждивенца. Если  подросток  периодически обращается к родителям-воспитателям с просьбой о материальной поддержке, то необходимо правильно реагировать на эти просьбы. Нужно помогать ребенку, пока его просьбы не выходят за рамки разумного — это определяется вашими возможностями, принятым в вашем доме стиле жизни и тем, что вы считаете  допустимым для подростка.

ФИНАНСОВЫЙ  ДОГОВОР

Договор о финансах в семье — это письменная договоренность всех членов семьи, в том числе детей, о распределении семейного бюджета, учитывающая потребности каждого.

Как в вашей семье распределяют общий семейный доход?

С какого возраста стоит учитывать мнение детей, на что тратить деньги?

Плохо, когда приоритет имеет один из членов семьи. Если это ребенок, то его запросы будут расти с каждым годом, и он будет требовать их удовлетворения.

Лучшая форма распределения средств в семье — договорная.

В составлении финансового договора учитывают все доходы членов семьи. Все члены семьи, живущие под одной крышей,  сообща вносят свой взнос в семейный бюджет: это и зарплаты, и пенсии, и социальные выплаты, и стипендии — у кого сколько. Все это входит в графу семейные доходы. При составлении финансового договора в  графе расходы на первом месте будут стоять удовлетворение у членов семьи базовых потребностей: в еде, в  жилье (в личной территории), в чистоте, одежде, — то есть  то, без чего не прожить. Здесь каждый выбирает по себе. Плата за кружки, секции (если это ребенку нужно) входит также в графу обязательных расходов. К необходимым расходам может относиться расход на транспорт, на школьные принадлежности, косметику, бензин, ремонт, телефонные расходы. Нужно выяснить потребности каждого члена семьи.

Итак, финансовый договор, в первую очередь, гарантирует обеспечение базовых потребностей всех членов семьи.

Поэтому «родителям-воспитателям» стоит выслушать мнение ребенка. 5-летний ребенок может уже хорошо осознавать, что ему надо, и он может вполне понимать, куда могут быть направлены средства. Свое желание ребенок может оформить документально в виде рисунка.

По общей договоренности часть денег может откладываться на определенные цели. Если правильно все просчитать и начать откладывать деньги, то можно начать экономить на то, о чем мечтаешь. Мечта превращается в цель, а цель — в реальность. Нацелить деньги можно на новую машину, ремонт жилья, путешествие и т. д. Кто зарабатывает, тот и распоряжается свободными деньгами: теми, что остались, когда спланировали базовые, целевые и карманные расходы.

Те, кто не имеют доходов (в первую очередь дети)  — получают карманные деньги и  распоряжаются ими.

Чтобы чувствовать себя финансово защищенным, у каждого члена семьи должны быть свои деньги: только себе  подотчетные. Их количество, периодичность выдачи и запрет на определенные покупки — оговариваются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему «дети и деньги» приходится решать практически каждой семье. В отношениях между родителями и детьми деньги часто выступают символом родительской любви и заботы. Они передают от родителя к ребенку ощущение силы и уверенности, что увеличивает возможности развития личности. Идя в магазин даже с трехлетним ребенком, дайте ему денег, пусть купит себе то, что хочет. Это очень стимулирует чувство уверенности в себе у маленького человека, приобщает его к миру взрослых.

Легкое обращение с деньгами (без бесед, объяснений, споров, совместной работы) приводит к тому, что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями-воспитателями, которые так необходимы детям. Кроме того, большие деньги и возможность тратить их без ограничений — непосильная ноша для маленького человека. Когда «хочу» ребенка не ограничено, у него возникают расстройства на уровне психоза («Дай!», «Хочу!»). Нередко сами же родители становятся заложниками такого воспитания.

Важно понять, что деньги необходимы ребенку для развития. Подводя итоги всему сказанному, перечислим то, что предстоит сделать родителям для решения проблемы «дети и деньги»:

  • учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса;
  • предоставить ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний.

Будет самостоятельность и возможность выбора — возникнет и больше шансов для появления ответственности.

Подарите ребенку копилку, при этом, осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме (кому-то значимому для ребенка) ко дню рождения. Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к деньгам.

Избегайте при ребенке разговоров о «богатых» и о их немереных возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка, — не лучшее из человеческих качеств.

Не скрывайте от ребенка семейных финансовых проблем, говорить о них вслух, устраивать общие советы по этому поводу, вовлекая в них малышей, начинайте уже с 6-7 лет. Этим самым вы будете учить детей законам экономики, причем важно, чтобы они понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.

Нет единых рецептов и единственно  правильного отношения к деньгам. В одной семье с несколькими детьми, где даются одинаковые навыки обращения с деньгами, при выдаче еженедельного пособия один ребенок может откладывать деньги в копилку, другой тратит их за пару дней, третий распределяет их рационально (от индивидуальных особенностей личности все равно никуда не деться). Но это не значит, что учить пользоваться деньгами бессмысленно — эти уроки пойдут детям впрок во взрослой жизни.

Не стоит совестить себя за то, что вы недостаточно богаты для того, чтобы обеспечить ребенку достойное будущее. Во все времена каждый строил свое будущее сам. Но не стоит и периодически повторять, что «не в деньгах счастье». Функция денег ведь и не заключается в создании счастья. Кроме того, ничто в мире не может сделать человека счастливым — счастье независимо. А если часто повторять это ребенку, он всегда будет инстинктивно стараться избавиться от денег — чтобы счастье не обошло стороной.

Старайтесь даже невольно не внушать детям фатализм, связанный с представлением о принципиальной непреодолимости бедности: «Это не для нас», «Все это для людей побогаче, нам до них не дотянуться», «Привыкай довольствоваться малым», — все эти фразы внушат ему мысль, что бедный человек не достоин  лучшей жизни, в результате чего он может отказаться от любых притязаний на успех.

Не стремитесь также многочисленными жертвами создать своему воспитаннику «красивую жизнь». Если он так ее жаждет, объясните ему, что устроить  такую жизнь может один-единственный человек — он сам. Никто не запрещает ему становиться богатым и знаменитым, и вы с удовольствием поддержите его морально.

Если вы хорошо обеспечены, не стремитесь, чтобы ребенок жил как на облаке, не соприкасаясь с реальностью.

Не отбивайте у ребенка охоту к самостоятельным заработкам — на сытом западе дети богатых родителей получают небольшую родительскую стипендию, подрабатывают стрижкой газонов, доставкой газет и мойкой машин, как и дети бедных. Умение самостоятельно зарабатывать — такой же необходимый повседневный навык, как и умение самостоятельно одеваться.

Умение распределять расходы тесно связано с умением принимать решения. Подростку, понимающему цену своих желаний и способному выбирать между ними, во взрослой жизни будет куда легче, чем тому, кто с детства не научился эти желания обуздывать, или тому, кто привык следовать указаниям старших, при этом слабо осознавая свои собственные желания.

Получая деньги, ребенок учится их накапливать, тратить, рассчитывать. Давать деньги стоит начинать в том возрасте, когда ребенок уже способен считать. Лучшего способа приобщить его к счету еще не изобретено.

Деньги — это реалия, которую не стоит скрывать от детей. Ваш ребенок должен знать, как вы их зарабатываете, как тратите, что они заканчиваются. И он постепенно осознает связь, которая существует между работой, деньгами и конкретными товарами, увидит, что бывает, если деньги потерять или потратить на какие-то глупости.

Вместе с тем  очень важно объяснить ребенку, что существуют более объективные добродетели, чем материальное состояние, что существуют вещи, которые невозможно купить за деньги, например, честь, достоинство, ум. Если в вашем доме будут царить тепло и понимание, то ваш ребенок с вами непременно согласится.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТРЕНАЖЕР  РАСХОДОВ

Управлять деньгами — это, прежде всего, уметь делать выбор. Никогда не хватит денег абсолютно на все, чего хочется. Финансовая игра «Тренажер расходов», предложенная Лилией Гольдберг поможет определить, что для вас действительно важно, а что — не очень. Играть могут как дети, так и взрослые — лучше, чтобы играла вся семья.

Раунд первый

Каждый игрок имеет условный доход в 20 фасолин. Их символизируют квадратики, поставленные в каждой статье расходов. Если вы собираетесь оплатить что-либо фасолиной, поставьте в квадратике знак, например, черточку. Одна фасолина — один помеченный квадрат.

Вопросы для обсуждения.

l  Сравните свой выбор и выбор других игроков. Как вы распорядились своими «деньгами»?

l  Как ваши цели и прошлый опыт повлияли на выбор расходов?

l  Что вы поняли о себе из ваших действий?

Раунд второй

Ваш доход урезан до 13 фасолин. Решите, от чего вы можете отказаться. В какой статье вы урезали  расход на  семь фасолин? Перечеркните пометку в квадратике, если расход отменен.

Вопросы для обсуждения.

l  От чего вы отказались в первую очередь? Почему? А от чего — в последнюю? Почему?

l  Что было самым легким выбором? А самым тяжелым? Сколько фасолин вы старались сберечь и каким образом?

l  Как много денег вам удалось отложить на непредвиденные расходы? Почему для вас важно иметь определенную сумму для непредвиденных расходов?

ЕДА

  • Питание с родителями
  • Еда в недорогих кафе
  • Самостоятельное приготовление и обед в кафе раз в неделю
  • Ежедневная покупка фастфуда, обеды в кафе и ресторанах

ТРАНСПОРТ

  • Пешком или на велосипеде
  • Общественный транспорт
  • Машина

ЖИЛЬЕ

  • Собираетесь всегда жить с родителями
  • Арендуете квартиру вместе с друзьями
  • Арендуете квартиру самостоятельно

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

  • Оплачиваются  не вами или включены в арендную плату
  • Оплачиваются вместе с другими обитателями снятого жилья
  • Оплачиваются самостоятельно

ТЕЛЕФОН

  • Телефона нет
  • Абонентская плата, изредка звонки в другие города
  • Частые звонки в другие города и долгие беседы
  • Частые беседы по сотовому телефону

МЕБЕЛЬ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Не планируете покупать, будете пользоваться родительской
  • Купите недорого бывшую в употреблении
  • Купите новую

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

  • Пикники, посещения друзей
  • Посещение кино, кабельное телевидение
  • Посещение концертов, спектаклей, спортивных и других клубов

ОДЕЖДА

  • Почти не покупаете, в основном этим занимаются родители
  • Покупаете недорогую или со скидкой
  • Приобретаете дорогие бренды

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ

  • Стираете в машине у родителей
  • Используете прачечную или химчистку
  • Покупаете собственную стиральную машину

ШАМПУНИ

  • Недорогие, самые обычные
  • Разнообразные и в больших количествах
  • Регулярное посещение парикмахера в салоне красоты и покупка дорогих средств по уходу за волосами

СТРАХОВКА

  • Не  будете использовать страховку
  • Используете страхование здоровья
  • Используете страхование дома или квартиры

СТРАХОВКА  МАШИНЫ

  • Только страхование ответственности
  • Полное страхование
  • Страхование высоких рисков

СБЕРЕЖЕНИЯ

  • Мелочь в копилку
  • Четверть месячного заработка
  • Треть месячного заработка

ПОДАРКИ

  • Только себе самому
  • Открытки и маленькие подарки по праздникам
  • Хорошие подарки для всех родных, знакомых, друзей

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ (можно пометить любое количество кружочков)

  • CD, DVD — диски
  • Экскурсии и путешествия
  • Покупка книг, газет, журналов
  • Интернет
  • Расходы на хобби (фотография, спорт, компьютерные игры, посещение курсов и клубов)
  • Покупка модных электронных устройств — плееров, сотовых и пр.
  • Покупка модной одежды каждый сезон (пальто, сапоги)
  • Покупка дорогой аппаратуры (домашний кинотеатр, музыкальный центр и пр.)
  • Покупка «навороченного» компьютера
  • Покупка новой машины

Окончательные выводы

l  Что вы узнали о себе из этой игры?

l  Что вы думаете о своих решениях?

l  Как вы используете свой опыт для принятия будущих финансовых решений?

ДЕТСКИЕ  ВОПРОСЫ О ДЕНЬГАХ

  1. 1. Какая у вас зарплата?

Начиная  с определенного возраста, детей явно волнует количество денег в семье. Отвечая на этот вопрос лучше просто назвать сумму, избегая ее эмоциональной оценки. Во-первых, излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей, для их самооценки. Во-вторых, если родители похваляются высоким доходом, считая  его своим главным достижением, нередко ребенок в такой семье начинает вести себя высокомерно, хвалясь перед сверстниками толщиной родительского кошелька.

Желательно включать ребенка в обсуждение семейных трат. Если ребенок вступает в обсуждение денежных вопросов с взрослыми, то поднимается в своих глазах на их уровень. Мнение, что ребенок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несет, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может, — ошибочное. Разумный подход – по мере взросления ребенка вводить его в курс экономической жизни семьи. Кроме того, чтобы представлять себе семейные доходы, ребенок должен знать и о семейных расходах, поэтому обсуждайте при нем, сколько стоят коммунальные услуги, продукты, одежда, образование.

  1. 2. Почему вы так мало зарабатываете?

Несмотря на прямолинейность и некорректность этого вопроса, ответить на него надо обязательно. С одной стороны, приведите ребенку в пример семьи с более низким доходом – наверняка в вашем или его окружении найдутся такие семьи. С другой стороны, в детях нужно воспитывать отношение к деньгам как к средству, а не как к цели. Поэтому в семье должны, наряду с материальными ценностями, культивироваться нематериальные. Всем понятно, что деньги – это благополучие. Но за деньги нельзя купить счастья. Расскажите о том, что есть моменты в жизни людей, которые не стоят ничего с точки зрения их материальной ценности, но необходимы любому человеку: тепло, любовь, забота, проведенное вместе время. Объясняйте это вашему ребенку, приводя примеры не только вашей, но и других семей.

  1. 3. Почему вы не даете мне денег на карманные расходы, ведь я уже взрослый?

Ответ на этот вопрос является частью другого, более общего: а нужно ли вообще давать детям деньги? Ответ очевиден, как и ответ на вопрос: может ли ребенок научиться ездить на велосипеде без велосипеда? Уже в детском возрасте ребенок обязательно должен приобщаться к умению планировать доходы и расходы. Если его этому не научить в детстве, то во взрослой жизни ему придется сложно. Есть много житейских примеров, когда молодые семьи нерационально планируют свой бюджет, задаваясь вечным вопросом: куда потрачены деньги, когда самое нужное не куплено? Опыт обращения с деньгами формирует нас. Поэтому, чем раньше ребенок научится правильно распоряжаться деньгами, тем быстрее он сформируется как личность.

Начать с самого простого можно еще до того, как ребенок научился считать. Дайте возможность ребенку самому платить за покупки, затем самому выбирать и расплачиваться. Когда ребенок станет старше, можно поручить ему самостоятельно ходить в магазин за продуктами.

Однозначно то, что у ребенка должны быть свои собственные деньги – с того момента, когда у него появляются регулярные траты (чаще всего это совпадает с началом учебы в школе).

  1. 4. Моим друзьям родители дают гораздо больше денег, чем вы мне. Я чувствую себя рядом с ними нищим. Вы что не можете дать мне больше?

Имейте ввиду, что, ссылаясь на семью друга или подруги, ваш ребенок может преувеличивать величину их карманных денег. Это известный прием для выклянчивания «прибавки». Сколько давать денег? Рекомендации просты: ребенку нужно давать на нужды в школе, однако не должно быть заметно больше или меньше, чем у других детей. Обсудите и вместе рассчитайте эту сумму, учитывая доходы семьи и потребности ребенка. Первокласснику лучше выдавать ежедневно, а по мере взросления увеличивайте сроки – еженедельно, ежемесячно. Так ребенок постепенно привыкнет распределять свои расходы.  Но сумма должна быть фиксированной! Если ребенок обвиняет вас, ни в коем случае не допускайте извинительной интонации, не допускайте эмоционального шантажа.

Кстати, хорошим показателем того, насколько адекватно ваш  ребенок относится к получаемым от родителей деньгам, является тот факт, откладывает ли он какую-то часть средств на подарки близким.

  1. 5. Если это мои деньги, почему тогда вы ругаете меня за то, что я потратил их на вещь, которую считаю нужной?

Даже если вы сильно возмущены тем, что ребенок на все сбережения купил себе невероятного розового слона или очередную компьютерную игрушку, уважайте его выбор. Даже если эта вещь покажется вам совершенно не нужной. Он сам волен распоряжаться выделенными ему средствами. Представьте ситуацию: вам подарили деньги, а потом потребовали отчитаться, на что вы их потратили. Вряд ли вам это  понравится. А ведь именно так вы поступаете с ребенком.

Как научить ребенка делать правильный выбор? Нужно говорить с ним о ценности и полезности любой вещи. Объясните ребенку, что можно было бы купить еще на эти деньги. Сравнивайте, но не осуждайте за покупку, привлекайте детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясняя ее преимущества. При этом вы можете смело высказать ваше мнение по поводу купленного. Это не будет рассматриваться как упрек, а скорее, как мнение члена семьи.

Однако родителям иногда следует прислушаться и к желанию ребенка, поставить себя на его место, вернувшись ненадолго в детство. Отличный пример: в магазине девочка лет пяти умоляюще просит отца купить ей цветные камешки, говоря при этом: «Папа, они мне так нужны, так нужны, как тебе твоя машина». Комментарии здесь излишни – девочка права.

  1. 6. Не буду мыть посуду просто так – моим друзьям родители за это платят отдельно!

Даже если вместо пресловутой посуды может фигурировать уборка в комнате или работа на даче, большинство родителей считают, что не стоит премировать ребенка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. Правильный ответ на этот провокационный вопрос следующий: «Выполнение домашних обязанностей подразумевается само собой, ведь родители также выполняют эту работу, и не получают ничего взамен. Они трудятся и для себя и для всей семьи в целом». Платить за помощь по хозяйству ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наемный труд, иначе нарушается важный принцип: бескорыстная любовь – основа отношений в семье. Есть примеры, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к плачевным последствиям – вымогание денег за любое движение. При этом у детей формируется потребительское отношение к родителям.

В тоже время поощрение ребенка за хорошую учебу приветствуется, ведь это поощрение за реальный, конкретный труд, за успешно выполненную работу. К тому же учеба в наше время – совсем не простое дело. Но поощрять детей лучше подарками и развлечениями, а не деньгами.

  1. 7. Могу я в школе решить однокласснику задачу за деньги? Вы ведь тоже продаете свои умения на работе.

Весьма щекотливый вопрос для родителей. Если ответить положительно, то у ребенка может сложиться впечатление, что можно будет купить, к примеру, перевод по английскому, если у самого не получается.

Нужно объяснить ребенку, что учеба в школе не предполагает товарно-денежного обмена. Это накопление собственного интеллектуального капитала, на основе которого будет построено успешное будущее. Так что гораздо эффективнее будет потрудиться над этим переводом самому, чем, заплатив немного сейчас, потерять многое в будущем.

  1. 8. Хочу сам зарабатывать деньги, но зарплата курьера или официанта слишком маленькая. Какой смысл напрягаться?

Сама формулировка может служить учебным пособием для разговора о ценности знаний  и хорошего образования.

Приступив к поискам реальной работы, ребенок на практике убеждается: если ты мало что умеешь делать и у тебя нет нужного образования, то выбор работы для тебя весьма ограничен.

Чтобы ваши дети не разочаровались в результатах оплаты своего труда, а наоборот, почувствовали зависимость затраченных усилий и полученных за это денег, можно найти сдельную работу, где оплата труда зависит от количества рабочего времени или объема выполненной работы.

  1. 9. Если я заработал деньги, могу ли потратить их куда захочу? Ведь они – мои.

Если ваш ребенок заработал летом деньги и ничего не купил своим родителям, а израсходовал все только на себя, это уже сигнал тревоги. Нужно постараться объяснить ребенку, в чем он не прав, с помощью простых примеров. Родители оба работают, зарабатывают деньги, приносят их домой и тратят на всех членов семьи. И ребенок увидит как отличается его поведение от поступков родителей.

Если ребенок заработал сравнительно крупную сумму, надо вместе подумать на что ее истратить. Только не следует покушаться при этом на все деньги, не старайтесь изъять их и вложить в семейный бюджет. Дайте ребенку почувствовать и сладость честно заработанных денег.

КАК СТРОИТЬ БЕСЕДУ О ДЕНЬГАХ

(советы родителям-воспитателям)

Дошкольники

Дошкольники мыслят конкретно, поэтому важно наглядно демонстрировать то, о чем говорите. Объясняя понятие «накопление», возьмите монету, например, в 2 рубля и добавьте сверху еще одну такую же. Обратите внимание ребенка на то, что «столбик» из монет почти не стал выше. Затем продолжайте увеличивать его. Для этого нужно добавить еще несколько монет. Но сколько? Положив еще две-три монеты, ребенок заметит, что денег стало явно больше. А если добавить еще пять-шесть? Любой дошкольник скажет, что столбик стал большим. Вам останется только подытожить, что сначала, когда начинаешь копить, кажется, что денег почти нет. Нужно запастись терпением и тогда, со временем, сложится «башенка» нужной высоты.

Младшие школьники

Младшие школьники вполне готовы к «взрослому» разговору по форме, но увлекательному по содержанию. Избегайте пессимистических характеристик и отрицательных частиц. Например, вместо «И тогда денег у нас НЕ будет» можно сказать: «Нам придется подумать, что нужно делать, чтобы у нас появились деньги». Разговор о деньгах с младшими школьниками не должен быть каким-то особенным – это лишь часть вашего естественного общения с ребенком.

Старшие школьники

Старшие дети легко могут поддержать разговор даже со специальной терминологией.  Но все же не стоит превращать его в скучную лекцию: разговор как «взрослый со взрослым» — это не нотация, а общение на равных.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева Т. А. Дети и деньги. — СПб.: Речь, 2006.
  2. Голберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. Книга для умных родителей. — СПб.: Вектор, 2008.
  3. Джолайн Годфри. Как научить ребенка обращаться с деньгами.- М.: Добрая книга, 2006.
  4. Озерова И. Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка. — СПб.: Вектор, 2008.
  5. Фенько А. Люди и деньги. – М.: Класс, 2005.
  6. Шульгина В. П. 25 встреч с родителями, или разговор на заданную тему. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  7. www.domashyochag.ru
  8. www.mamochka.ru
Россия - без жестокости к детям!