«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Большая семья (Газета «Золотое кольцо» 25.04.2008)

В конце марта в Рыбинске прошла презентация вновь созданного общества многодетных семей под названием «Большая семья».

Общества многодетных существовали в Рыбинске и раньше, но цели и задачи тогда они ставили перед собой совершенно другие. Главным было привлечь к себе внимание властей, постараться получить материальную помощь на всех уровнях, и эти цели в принципе тогда достигались. Сейчас цивилизованные общества стараются сами как-то заработать. Или хотя бы войти в многочисленные государственные программы, о которых в Рыбинске благодаря равнодушию и некомпетентности чиновников, отвечающих за социальные программы, и не знают.

Художники Ромашовы

Инициатором и организатором «Большой семьи» стала семья художников Ромашовых. Именно им директор МУП «Наставник» Геннадий Савин и предложил организоваться в общество для защиты своих интересов. Ведь многодетные, что называется, варятся в собственном соку, поскольку они загружены мыслями о способах выживаемости и домашними проблемами, им порой и в голову не приходит, что есть какие-то программы помощи, есть способы заработать всем вместе, есть в конце концов иностранные организации, которые хотят помочь хорошим рыбинским многодетным семьям и ищут их. Когда-то Андрей и Наташа Ромашовы тоже варились в собственном соку. Никто на них особого внимания не обращал, никто им не помогал. Они трудились не покладая рук, и их заметили. Заметили способных детей, которые не только отлично учатся в школе, но и побеждают в разнообразных музыкальных и художественных конкурсах. Заметили их старание и стали приглашать на различные мероприятия. То они становятся призерами областного конкурса «Творческая семья», то их поощрят на каком-нибудь празднике семьи в Рыбинске. О них говорили, и вскоре они стали своего рода гордостью Рыбинска. А вот как дойдет до материальной помощи, так начинается старая песня рыбинских чиновников о главном: у нас в бюджете на это денег нет. А ведь вырастить по-настоящему и дать хорошее образование четверым детям отнюдь не просто!
Совсем нуждающейся семью Ромашовых, конечно, не назовешь. Родители работают, подрабатывают по мере сил. Но, во-первых, это верующая православная семья, и потому зарабатывать могут только христианским родом занятий, что, естественно, ставит определенные ограничения. Во-вторых, дети их получают образование по самым высшим рыбинским стандартам, а это ко многому обязывает. В элитный лицей
N 2, например, ребенка не отправишь в платье с чужого плеча и в развалившихся туфельках. Плюс к этому музыкальная школа, где сын Тимофей и дочь Зоя постоянно являются победителями конкурсов на самом высоком уровне. А это — поездки, хорошие музыкальные инструменты, плата за обучение, ноты, учебники и прочее. Кроме того, дети все же растут в семье художников, следовательно, их обучают живописи. А это — краски и кисти, и обязательно хорошие, потому что плохими и дешевыми не научишься правильно рисовать. Да даже бумага для работ — в конце концов тоже затраты! Так что обучение и воспитание детей в семье Ромашовых складывается в итоге в кругленькую сумму.

Пасхальный подарок от губернатора

Несколько лет назад в семье остро встал вопрос жилья. У Ромашовых собственный небольшой и далеко не новый домик за Волгой. Пока дети были маленькими, все как-то умещались в двух крошечных и одной проходной комнатах. А когда подросли, стало совсем тесно. Даже для занятий музыкой условий сейчас практически нет. И вот звонит мне на прошлогодней пасхальной неделе Наташа Ромашова и говорит, что где-то от кого-то она слышала, будто губернатор оказывает многодетным семьям адресную материальную помощь. Решаем мы с Наташей обратиться к губернатору Анатолию Лисицыну с просьбой об оказании материальной помощи для ремонта дома, чтобы сделать под крышей вместо чердачного помещения второй этаж для детей. Решаем, но замираем в недоумении: а как это осуществить? Ведь, чтобы поехать к губернатору, нужно время, да и не сразу попадешь. Звонить и договариваться можно бесконечно, у некоторых на это уходят месяцы. И вдруг так же случайно, как Наташа узнала про адресную материальную помощь, мне стало известно, что 9 апреля Анатолий Лисицын ведет прием в Рыбинске. Звоню его помощнику и прихожу в ужас: все расписано по секундам, записавшихся на прием очень много. «Ну вы приходите, — успокаивает меня помощник, — может, что и получится».
9 апреля мы примыкаем к сотенной, наверное, толпе записавшихся на прием к губернатору, прилипшей к дверям приемной помощника в клубном комплексе «Авиатор», и понимаем, что у нас нет никаких шансов! Губернатор к этому времени уехал обедать. Я даю Наташе листок бумаги, чтобы она на всякий случай написала заявление, а сама спускаюсь вниз в раздумье. И вдруг вижу: в клубный комплекс вошел Анатолий Иванович в сопровождении помощника. Я с губернатором, конечно, знакома, но не до такой же степени, чтобы сразу бросаться к нему со своей проблемой. И вдруг он сам подходит ко мне и спрашивает, что я тут делаю. Окрыленная, я начинаю тараторить про семью Ромашовых, а он поднимается по ступенькам и внимательно меня слушает, а я иду за ним и все говорю, говорю и жалуюсь, что вот, мол, толпа и нам никак не попасть к нему. Губернатор отвечает: «Не расстраивайся, я всех приму», — и уже заходит в приемную, а мы с Наташей остаемся в коридоре. Обращение она написала, теперь мы думаем, не пойти ли нам прогуляться, поскольку стоять тут до вечера, пока Анатолий Иванович примет всех по очереди, потом всех кроме очереди, а поскольку там много очень известных боевых рыбинцев, которые попадают без очереди всюду и всегда, мы пройдем только последними. Но выходит из приемной помощник и молча, под крики возмущенной толпы ведет нас в приемную. Наташа, маленькая, худенькая, скромная, подает заявление губернатору и начинает рассказывать о своих нуждах. Губернатор смотрит на нее с улыбкой и спрашивает:
— Почему вы просите на ремонт дома именно 140 тысяч?
— Мы так с мужем посчитали, именно столько надо на стройматериалы, — тихо отвечает Наташа, испугавшись, видимо, что сумма слишком обременительная для областного бюджета.
А губернатор — опять с улыбкой:
— Вот вам 150 тысяч из моего резервного фонда! — и пишет распоряжение в уголке Наташиного заявления.
Мы долго потом еще не верили, что у нас так все получилось!

Ради детей

Эту историю я рассказываю так подробно совсем не для восторгов и не делюсь опытом прошений. Около приемной было много людей, и вперемешку с нуждающимися по-настоящему, пришедшими к губернатору со своими бедами, были всем известные рыбинские попрошайки, которые просят всегда и у всех, были ветераны, давно получившие квартиры и теперь желающие получить еще по одной — детям, были и многодетные, которые тоже нуждаются, но не хотят работать, кормить и воспитывать своих детей. Многим был дан от ворот поворот, и многие ушли с обидой: вот, мол, этим отвалили, а нам ничего. Но Наташа и Андрей действительно заслужили помощь. Это они по своей скромности попросили тик в тик на ремонт чердачного помещения, считая, что и это огромная сумма, и сводя свою просьбу к минимуму. Они по большому счету нуждаются всегда, но никогда не говорят об этом. И ни один человек, глядя на веселых и по-настоящему талантливых их детей, красивых и хорошо одетых, не сможет даже предположить, что в этой семье недостаток средств.
Они как художники работают в основном на дому. Только Андрей посещает заказчиков. Весь бюджет строго рассчитан. Едва получают деньги, так сразу оплачивают музыкальную школу и курсы английского языка. Потом закупают еду, ту, что можно долго хранить. Остальное тратится по мере необходимости. Если нужно что-то покупать, на покупку откладывают заранее, копят и к так называемой заначке не притрагиваются. Ведь всем известно: почнешь заначку, так она и уйдет вся. Помогает свой огород. Как весна, так та же российская дачная страда. Копка, посадка, потом поливка с прополкой. У каждого из детей на огороде своя трудовая повинность. Но в основном все-таки летом. Когда школа, родители стараются, чтобы они наибольшее внимание уделяли учебе.
Съездить отдохнуть они, конечно же, никуда не могут. Хотя уже много лет мечтают накопить на поездку семьей на море, однако мечты остаются мечтами. Но сидеть целое лето дома считают нецелесообразным. Поэтому по мере сил и средств стараются расширять кругозор детей. Прежде всего паломнические поездки, они достаточно дешевые, Ромашовым по силам, например, ездить ежегодно в Троице-Сергиеву лавру. Прошлым летом сумели даже вырваться на два дня в Москву, помогло то, что в Москве в большинство музеев вход для многодетных бесплатный. Ездили на четыре дня на Ушаковские сборы — палаточный лагерь в деревне Хопылево Рыбинского района, где крестился знаменитый русский адмирал, святой праведный воин Федор Ушаков.
Так идет их жизнь. С сентября по июнь — строгая учеба, занятия английским, музыкой и живописью. Дома они изготовляют разные поделки из глины, продают по мере возможности, делают и на заказ. Какая-никакая, а все же прибыль семье, дети в этом тоже принимают активное участие. В каникулы ездят в ТЮЗ и на экскурсии в Ярославль, большего позволить себе не могут. Потом приходит лето, которое так же распределено по минутам, как учебное время. Хоть минимум, но занятий: музыка, живопись, английский. В детской вывешено расписание — распорядок дня. Но самое важное — это церковь. Каждый выходной и каждый праздник дети встают так же рано, как в учебные дни, и идут в церковь на службу.
Главное — стержень, который дает вера, а все остальное приложится, считают Ромашовы. Тем более, если живешь для детей.

Автор: Наталья Ильюшенкова

Россия - без жестокости к детям!