«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Фокусник или нестандартный подход для нестандартных детей(Газета «АНФАС — профиль» 27.12.2006)

Анималотерапия – слово для Рыбинска новое; да и не только для него одного; в больших городах вроде Москвы лечение с помощью животных еще возможно, впрочем, за столь же большие деньги. В Рыбинске стараниями центра для несовершеннолетних «Наставник» и хозяина рыбинского зоопарка на 70 «душ» Леонида Куракина появилось новое направление работы с детьми, которые имеют проблемы в психическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Пока, как говорят психологи, «это чистой воды эксперимент», однако за полгода эффект от занятий оказался неожиданно приятным. В группах по желанию родителей занимаются и здоровые дети: анималотерапия помимо всего прочего служит общему развитию ребенка и доставляет огромное удовольствие.

Оазис в центре Рыбинска
Все белые и пушистые – даже гады!!!

Все обитатели этого зоопарка имеют одну особенность – они социальные; то есть за долгие годы общения с людьми научились, так сказать, «правильно держать себя в обществе человека». Иными словами – они дружелюбны, легко «позируют» перед камерой, кормятся с рук… Человека уже не боятся, но совершенно справедливо полагают его хозяином. И речь идет не только о пушистиках — приятных зверьках вроде зайчихи, которая тянется к человеку, как домашняя кошка, — тычется ушастой мордой в руки, просит, чтобы ее погладили… Или симпатяги-белки, которая уже научилась выходить из своей норки на зов. …У Леонида большая коллекция рыб – как местных, по которым можно изучать обитателей наших водоемов (пескарики, окуньки и пр.), а также заезжих вроде пираний. Удивительно, что даже эти существа, которые обычно к человеку ни теплы, ни холодны, как будто бы чуют своего хозяина. Осетры, к примеру, хватают креветки прямо из рук Леонида; а вот из моих рук есть уже не стали – на знакомый запах подплыли, но в последний момент их все время что-то пугало. Эти «аристократические манеры» животных очень необходимы, потому что у зоопарка Леонида есть вторая и не менее важная особенность. Место зверям – не в клетках, не в террариумах, — а на руках людей. У петухов да уток, сов и попугаев свобода вовсе неограничена. Летают, как вздумается, бродят по полу, как и положено домашней птице, изредка приседая от пролетающего хищника. Драк, впрочем, не устраивают: Леонид благоразумно не заводит куриц, иначе зритель еще наблюдал бы петушиные бои. Но даже такие неприятные для человека существа, как змеи и жабы (был еще крокодил, который в прошлом году помер от переохлаждения, когда в морозы отключили электричество)… Так вот, даже эти твари время от времени извлекаются из теплых светлых домиков и спокойно замирают в руках человека. Зачем? Зверье вызывает эмоции, часто очень сильные, которые способны детей, замкнутых на себе, вывести во вне, заставить реагировать; это маленькое потрясение психологи используют для лечения.- Как правило, вся «норма» (здоровые дети) тянутся к пушистым зверькам, — говорит Леонид, — а дети, у которых есть патологии, сразу идут к рыбам или гадам. Я не знаю, почему так происходит, наверное, этому есть какое-то объяснение, но я не психолог. Вы никогда не пробовали взять в руки или покормить с ладошки живого петуха? Не знаю, в чем дело – может, в том, что мы действительно, стали уж слишком цивилизованными и петухов видели только издалека или на картинках… Но этот шаг, действительно, требует некоторого преодоления себя: а вдруг заклюет? …На самом деле Брам Брамыч (петух-американец, цветной, как попугай, в красивых «сапожках», чтобы лапы зимой не отмерзли) – довольно смирное существо, любопытное, непосредственное, которое забавно крутит головой и кидается на зов, если подозревает, что у вас для него приготовлено лакомство. А на руках, если следовать всем рекомендациям Леонида, он просто замирает, как статуй – то ли сам боится, то ли просто дрыхнет – поспать-то он любит. Гораздо более протрясает питон – к змеям нелюбовь, наверное, со времен Адама и Евы. Особенно к тем, которые норовят обвиться вокруг шеи. Какие-то две минуты – а адреналин выплескивается, наверное, на целую неделю вперед. Тигровый питоша метра три в длину живет в огромном террариуме, посреди которого вырыт небольшой колодец.- Первый признак того, что он проголодался – он начинает прятаться, чтобы начать охоту. Но сейчас не беспокойтесь – он перекусил. До того, как мы его взяли на руки, он мирно спал, переваривая слопанного голубя. Леониду приходится доверять — он только при том условии и работает с детьми. Впрочем, глядя на энтузиазм, с которым он рассказывает о своих зверюхах, да и не только о своих – обо всех — от древней ящерицы до современной блохи, доверие приходит само собой. Он их всех любит – для него они все белые и пушистые, даже гады!!! Он всегда знает, к кому, когда и с какой стороны нужно подходить, кто с кем может ужиться. Наверное, потому зверье и чувствует в нем хозяина.…До сих пор Леониду приходилось работать с вполне адекватными детьми – в детских садах и школах. В основном его программы любопытны для младшего возраста; впрочем, выступать приходилось и перед старшеклассниками; менялся только язык, которым Леонид обращался к аудитории. Сама же «скотинка», которая раньше была на каждом дворе, теперь такая большая редкость, что старшеклассники знают о ней немногим больше, чем ясельные группы. А на козырный вопрос, где у питона начинается хвост, ответит даже не всякий взрослый. Увы. Но, похоже, что от этого слишком резкого разрыва с природой страдает не только кругозор; потерялось еще что-то более важное.***

Давайте зарежем Брам Брамыча, а Дениса скормим питону…

Когда произошла первая встреча с «пограничными» детьми, Леонид, имевший опыт уже и с восьмисотенной аудиторией, и с балованными детками из московских элитных школ, мягко говоря, растерялся.- Ведь слово «пограничный» для меня сначала тоже непонятным было… И вот первый урок, я захожу, и два ребенка буквально орут. Я, как привык, взял и посадил одну на место, а она – на колени и в рев… Это Машка (имена детей здесь и далее изменены – авт.). О-о-о, там беда настоящая была. Это сейчас она, как человек, заходит… Я считаю, ее петухи вытащили. Диагнозы у детей и на самом деле страшные. Всего занималось 20 ребят от трех до девяти лет. С ранним детским аутизмом, гиперактивностью, задержкой психоречевого развития и собственно развития. Уже названная Маша не говорила и не хотела говорить, только слезы, упрямство и жестокая гримаса на лице. Вторая девочка, Танюша, наматывала круги по залу, при этом непрерывно кричала. Дениска боялся всего на свете; без того, чтобы мама стояла за спиной, он не мог ничего ни сделать, ни сказать. Или Максим – вечно плачущий мальчик, у которого даже самое радостное событие вызывало слезы. Когда же на межрегиональном семинаре «Наставник» показывал наработанную практику, к психологам вышли самые обычные детки. Даже аутичная Танюшка – «автопробег с сигнализацией» — и та вела себя вполне адекватно. Чудо? Это небольшой шажок – считает дефектолог центра Татьяна Леонидовна, — но он дорогого стоит.- Мы учим детей не бояться выражать свои чувства, принимать и отдавать любовь. В занятия Леонида она не вмешивалась; только уже после них, часа по три-четыре они просиживали, обсуждая каждое движение ребенка, каждый его жест. И потом Леониду опять предоставлялась полная свобода, которую он ценил очень высоко. Он мог строить свои занятия, исходя из собственного опыта, прошлых бесед и интуиции.- Я считаю своей задачей вызвать у ребенка эмоции, эмпатию (сочувствие).Поскольку сам он энтузиаст, влюбленный в дело и детей, получалось порою неожиданно и интересно.- Был однажды мальчишка, который с самого начала вызвал негатив – злой, агрессивный. Хотел всегда глянуть на его родителей. И увидел однажды, как мамаша его одевает – грубо так, делая ему больно, задевая одеждой по лицу… Я как-то сразу теплее стал к нему относиться. И он в ответ начал раскрываться – стал улыбаться, отвечать на вопросы. О нем мне говорили, что нет у него сочувствия ни к чему. Что он убивает животных. Впрочем, он не один такой. И вот прошло занятия четыре, я принес нож, привел петуха. Обратился именно к этим детям, спросил, жалко ли им Брама? Они ответили – нет. Тогда я дал нож и сказал – иди, руби ему голову. Только сначала вспомни, что ты кормил его из рук, он тебя грел своим теплом, вот он на тебя сейчас смотрит… А кошка, которую ты убил? Ей зимой холодно и голодно, она без мамы и без папы, зачем ты ее убил, ради чего? Все, заплакал, ушел. Также подходил к другому…… Когда же приходит пора кормить питона, у детей загорается огонек в глазах: давайте, скормим ему кого-нибудь, Дениску, например. В шутку они, конечно, но… жестоко это. Леонид делает вид, что принимает все серьезно, зовет мальчишку и якобы готовится его скормить… Все, дети уже любят этого Дениса, как они кидаются на его защиту! Бывают и вовсе забавные ситуации. Вот например одна из них, о том, как Машка плакать перестала. Детям же непонятно, отчего она все время орет. Леонид объясняет: «она таракана ловит, давайте, ей поможем». И тут все дети начинают реветь, орать, визжать. Машка тут же умолкает, утирает слезы и во все глаза смотрит на соседей: дескать, что это они дурью маются, я-то хоть по делу орала?! Вообще, кажется, что он больше играется, возится с детьми, чем ведет занятие. Постоянно сбивает их с толку вопросами вроде «А красивое у зайца оперение?», «А где у петуха нос?». Он против механического запоминания, которое не дает ничего.- Ребенок становится ищущим, размышляющим. Он выбирает себе животное по душе, кормит его, чувствует себя его хозяином, никого к нему не подпускает. Он уверен, что животное его встречает, радуется ему.…Вначале, конечно, было очень трудно. Но когда есть результат, то и труды в радость. В большей или меньшей степени, но успехи были у всех ребят. Наверное, самый впечатляющий результат был у Маши – девочки, которая ревела и напрочь отказывалась говорить. Прорыв наступил, когда Брам Брамыч банально нагадил посреди зала. Маша, заметив эту неприятность, долго вертелась вокруг, но поняв, наконец, что взрослые или не видят, или не обращают внимание на такую мелочь, решила-таки сообщить миру об этом важном событии. Вот из-за таких банальных вещей и случаются великие дела. Уже на следующий день родители рассказали, что Машу прорвало – она трещала безостановочно. К моменту презентации девочка уже была открыта и дружелюбна, она не стеснялась публики и говорила, хотя на языке, отдающим пока тарабарщиной. У Дениски, который всего боится, тоже произошли подвижки. Страх выражался даже визуально, он весь зажимался. Когда его знакомили с дикой уткой (это трофей от охотников, она служила приманкой; несчастное, в общем, создание)… так вот, они настолько напугали друг друга, что бросились со всех ног (лап) удирать в разные стороны. Но ничего, на последних занятиях уже и утка повернулась «к лесу задом, к Денису передом», и Дениска с явственным любопытством тянется к ней, хотя пока и прячет зажатый кулачок в рукав. Страх сменился тревогой, отмечают психологи. Вероятнее всего, это направление будет развиваться и дальше, в нем чувствуется большой потенциал. Леонид подключил к своим занятиям уже свою жену, хореографа. Дети ведь не только с удовольствием общаются с животными, но и пытаются им подражать, через это их можно многому научить (ведь некоторые из них скованны и в движении). Как животное копает яму? А как чешется и лижется? А как красиво и гордо пошел Брам Брамыч? Но как некрасиво, враскаряку ходит утка?- Мы хотим создать центр анималотерапии, уже с программой и по физическому воспитанию, — говорит Леонид.

P.S. Да, видимо, все же что-то ушло от нас, когда мы стали чисто городскими. Эти существа совсем не похожи на нас, взрослых людей. Они смешные, непосредственные и – зависимые, совсем как дети. Может быть, именно это и чувствуют ребята, когда с ними сталкиваются? А может быть, все дело в Леониде, чем-то похожем на фокусника (в его руке почти всегда большая спортивная сумка, из которой время от времени выпрыгивает заспанный Брам Брамыч).

Россия - без жестокости к детям!