«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





И не свои и не чужие (Газета «АНФАС — профиль» 04.12.2005)

Толчком к проведению круглого стола между социозащитными учреждениями («Наставник», «Свеча», др.), милицией, прокуратурой, медиками, паспортно-визовой и другими службами послужила суицидальная попытка 18-летней девушки, которая в течение многих лет не могла никак легализовать свое положение в нашей стране. Когда ей было лет десять, ее привезли в Рыбинск так сказать «багажом», то есть без документов, из одной страны СНГ; она училась здесь, она привыкла к Рыбинску, да, собственно, и возвращаться ей уже некуда и не к кому. Ближе к совершеннолетию она столкнулась с жестким фактом: возможность жить нормально в Рыбинске у нее ограничена законодательно. Она не может получить документы об образовании, она не допускается до единого экзамена, соответственно, не может ни учиться дальше, ни работать. Она честно пыталась сделать все правильно, но кто же теперь знает, как правильно? Многолетние усилия даже при поддержке столь серьезной организации как «Наставник» к реальным сдвигам (удалось получить только паспорт иностранного государства) не привели и девчонка не выдержала.

Относительно 220-тысячного Рыбинска их, таких «иностранных» граждан, немного. Но поток из стран СНГ не останавливается. По свидетельству «Наставника», через социозащитные учреждения города прошли дети из всех стран бывшего Союза, кроме Прибалтики. Прибывают они разными способами. Кого-то забирают в Россию ближайшие родственники – выдергивают из нищеты у непутевых родителей; в других случаях, наоборот, родители сами подкидывают детей своим родственникам: был случай, когда ребенка просто поставили перед дверью бабушки, позвонили и исчезли. Иногда семья, часто многодетная, приезжает сюда полностью, перебивается, как может, и на нелегальном положении находятся не только дети, но и взрослые. Часть таких детей почти сразу попадает в руки социальных учреждений, тогда их судьба более или менее определяется. Конечно, процесс оформления гражданства непростой, но ребенком начинают заниматься своевременно в этом случае. Проблемы возникают с другой категорией. Когда родственники маленького иностранца, у которых он живет, не могут, не хотят или не знают, как можно решить вопрос гражданства и что будет, если его не решать. Пока ребенок мал, собственно, никаких больших трудностей у него не бывает. В школу его примут (хотя, по идее, не должны: как пояснила прокуратура, право на бесплатное образование имеют лишь граждане России). И медики тоже, как рассказывали на круглом столе, принимают таких детей в поликлинике хотя и в ущерб себе (у нелегалов нет регистрации и, соответственно, нет полиса, а, значит, труд медиков совсем бесплатный). Однако у кого хватит духу оставить без лечения больного ребенка? Однако, едва этот ребенок вступает во взрослую жизнь, как на него, еще неокрепшего, сваливается все, что раньше не было решено, все то, что решить нужно было еще вчера. И он попадает в то же положение, что и та 18-летняя девчонка, когда сил уже нет бороться с системой. И сколько лет уйдет у них на то, чтобы обрести право жить нормально, неизвестно, так как речь идет не только о нюансах законодательства России, но и позиции другого государства. Удивительно еще и то, что эти «иностранцы», как отмечалось на круглом столе, в поле зрения милиции не попадали. То есть все они ведут законопослушный образ жизни. Они хотят жить нормально. Круглый стол, по признанию представителей «Наставника», дал ответы на многие вопросы; медики получили рекомендации к тому, как вести себя с малолетними нелегалами. Но, разумеется, до полной ясности еще далеко, поскольку в этот процесс вовлечены два государства, и сам ребенок, и взрослые, взявшие его к себе, но формально не имеющие к нему отношения. Впрочем, как пояснила Е.Л.Шатова, начальник паспортно-визовой службы г. Рыбинска, с 2002 года попасть на территорию России в том числе из стран СНГ без документов невозможно, даже если ребенок совсем мал; критические ситуации возникают сейчас в основном с теми детьми, которые были привезены в Россию до этого срока.

А.Егорова.

Россия - без жестокости к детям!