«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Как помочь ребенку развить внимание

Детям, начинающим обучаться в школе, важно не только научиться письму, счету, чтению, но не менее важно совершенствовать внимание. Что же могут сделать родители для того, чтобы помочь своему ребенку улучшить свойства внимания в домашних условиях?

Прежде всего, нужно играть! Играть в простые, но достаточно занимательные игры.  Например, можно находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Для этого можно использовать любые газеты, журналы, старые ненужные книги (для младших школьников нужно использовать тексты с крупным шрифтом). Выполнение подобных заданий способствует концентрации внимания и развитию самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Ребенку будет очень интересно, если вся семья примет участие в игре. Можно поиграть  в «запретную цифру»: выберите  определенную  цифру, например, 4, которая будет запретной. Члены семьи по кругу считают по часовой стрелке по очереди: 1, 2, 3 … (это упражнение можно выполнять и вдвоем). Когда доходит очередь до 4, то человек, кому она досталась, не произносит эту цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. Когда это упражнение начнет выполняться легко, выбирается несколько запретных чисел, например, 3, 7, 11. Если ребенок уже знаком с делением, то можно сделать запретными все числа, которые делятся на 2, затем на 3 и т. д. (можно придумать свои варианты). Старайтесь  преподносить задания в непринужденной форме, чтобы ребенку хотелось в них играть.

Детям, у которых нарушено внимание, сложно усидеть на месте. Поэтому можно и даже нужно развивать внимание в двигательных играх. Например, во время выполнения зарядки вместе с ребенком выбираете одно запретное действие (приседание, руки в стороны и т. д.). Далее взрослый показывает различные движения, а ребенок должен повторить все движения, за исключением запретного. Для поддержания интереса можно поменяться местами и предложить ребенку побыть в роли ведущего. Когда выполнение этого упражнения оказывается слишком легким для ребенка, можно ввести два запрещенных движения.

Зарядку  можно выполнять и следующим образом: взрослый называет несколько действий, но не демонстрирует их. Например: «Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо». Или: «Поднять правую ногу, постоять на левой ноге, поставить правую ногу». Затем дети должны показать движения в той последовательности, в какой они были названы взрослым.

Двигательные игры хорошо выполнять под веселую музыку и обязательно с хорошим настроением, тогда у ребенка будут преобладать положительные эмоции, что вызовет у него желание играть снова и снова.

Есть хорошая детская игра «Путаница». Сначала взрослый произносит слово «ухо» и берется за ухо, произнося слово «нос» — за нос. Дети повторяют его действия. Через некоторое время взрослый начинает «запутывать» ребенка: например, говорит «нос», а берется за ухо. Задача ребенка – не сбиться.

Наблюдательность, память и внимание можно тренировать следующим образом: мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п.) раскладывают на столе и накрывают салфеткой.  Ребенок в течение 30 секунд рассматривает расположение предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Затем ребенок, посмотрев на предметы должен сказать что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Очень полезны и увлекательны упражнения по расшифровке сообщений, записанных «специальными»! значками-символами. Придумайте такой вместе с ребенком секретный алфавит и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки концентрации и распределения внимания.

Незаменимую роль в тренировке внимания играют любые игры с правилами как подвижные, так и настольные. В таких играх четко предусмотрены требования к действиям и поведению ребенка, которые он будет соблюдать, если желает и дальше оставаться «в игре».

И еще несколько рекомендаций для родителей школьников:

  1. Старайтесь соблюдать режим дня: начинать приготовление уроков  желательно в

одно и то же время. В этом случае школьнику легче  будет настроиться на работу.

  1.  Старайтесь организовать для подготовки домашних заданий стабильную  обстановку: постоянное и хорошо организованное рабочее место, в котором все необходимое под рукой, существенно влияет на устойчивость внимания. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители.  А вот слабые раздражители, например, тихая музыка, могут положительно влиять на поддержание внимания и работоспособности.  Кроме того желательно, чтобы рабочее место было только местом для занятий и дополнительного чтения, а не для игр. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.
  2. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и (или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.
  3. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания. Сделайте так, чтобы в учении для ребенка было больше увлечения, чем принуждения.
  4. Есть еще одно средство против рассеянности — любознательность. Приучите ребенка наблюдать и замечать все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Замечательно, если у него возникают вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?» Отвечайте, но старайтесь побуждать сына или дочку самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы.
  5. Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально написать текст из нескольких предложений. В каждое предложение включите несколько ошибок. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Если ему сложно справиться с такой проверкой, можно дать ему оригинал текста, с которым он будет сверять.
  6. И не забывайте самого главного — занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком отмечайте, а лучше фиксируйте его успехи.

 

Черемисина П. В., педагог-психолог

ГКУ СО ЯО СРЦ  «Наставник»

Россия - без жестокости к детям!