«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





ПОДРОСТОК И КОНФЛИКТ


Подростковый период является возрастом серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка.Кардинальные изменения, происходящие с ребенком на этом этапе жизни, порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой.

В современном мире проблема подростковых конфликтов очень актуальна, так как мы сталкиваемся с ней повсеместно. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным  поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Для того чтобы понять причины возникновения подростковых конфликтов и помочь ребенку их решить со знаком плюс, нужно знать внутренний мир ребенка, характеристику его поведения. 12-15 лет — это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.

Главная особенность подростка — личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти».  Ребенок еще не взрослый, но уже и не дитя, и он ищет свое место в социуме.

Задача взрослых – помочь подростку выйти из этого сложного периода с наименьшими потерями. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:

— потеряв прежние интересы и, не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;

— физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;

— появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва — родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;

— главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?

Существует несколько действенных способов разрешения и предупреждения конфликтов:

  1. Подавление. Это не всегда плохо, особенно в экстремальной ситуации.
  2. Уступки. Быстрый способ решения для того, чтобы игнорировать поведение развития ненависти к взрослому.
  3. Сотрудничество — процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.

Последний способ самый трудный, но и самый эффективный. Он требует не только терпения, но и определенного алгоритма действий:

  1. Прежде, чем начать диалог с подростком, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
  2. 2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы ребенка.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте при разговоре других людей для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ними и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте.
  9. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто младше и слабее вас.

Оптимальный тип семьи – партнерство.  Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным. Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило  не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний.

Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче. Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

 

Фомичева Е.В., воспитатель

центра «Наставник»

Россия - без жестокости к детям!