С каждым днем все больше людей погружаются в виртуальную жизнь. Что же случается с ребёнком, «уходящим в сеть»? Чем он рискует и что приобретает? Попадёт ли он в ловушку или, наоборот, перед ним откроются новые возможности роста?
Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру и т.д. Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников и у взрослых людей.
Компьютерная зависимость характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.
Одной из причин формирования компьютерной зависимости у подростка является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально – психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально – психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к виртуальной реальности. Чтобы хоть как – то снять напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни, то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что – то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру сначала.
Существует ряд признаков, которые помогут родителям диагностировать наличие компьютерной зависимости у ребенка:
- потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером;
- время нахождения ребенка за компьютером постепенно увеличивается;
- все мысли только об игре или социальной сети и о том, как побыстрее добраться до компьютера;
- отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи;
- недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире;
- проблемы с учебой;
- игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости;
- расстройство сна, кардинальное изменение режима;
- агрессия в случае недоступности предмета зависимости.
Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости, и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.
Уважаемые родители, покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или походы, постарайтесь наладить дружеские отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанных с компьютером. И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.
Касихина Мария,
педагог-психолог
центра «Наставник»