«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Развитие мелкой моторики руки в совместных занятиях родителя с ребенком


Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Этой мудрой фразой можно выразить не только обобщенный опыт и знания многих поколений, но и результаты исследований физиологов, которые доказали, что тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

Умелыми руки, пальцы становятся не сразу. Им необходима тренировка, которая должна быть систематической. В настоящее время это особенно актуально, так как дети сейчас редко пользуются шнурками, пуговицами, редко стирают, перебирают крупу, меньше лазают по деревьям, через заборы. Многими родителями делается акцент на развитие у ребенка логического мышления, на раннее обучение чтению и иностранным языкам. При этом достижением нашего времени является то, что на прилавках магазинов можно обнаружить массу полезных пособий, тренажеров на развитие мелкой моторики руки. Не будем останавливаться на их описании, отметим лишь тот факт, что дети чаще всего недолго сохраняют интерес к данным предметам, если он не поддерживается родителями. И, напротив, взрослые могут в совместных действиях с детьми вызывать у них сильный интерес и сохранять его долгое время. А ведь именно интерес – основа активности и развития ребенка. Поэтому рассмотрим те занятия, которые можно организовать с детьми дома, используя подручные материалы.

Очень любят дети любого возраста массажи кистей и пальцев рук. Их можно превратить в своеобразную игру. Ребенок закрывает глаза и протягивает родителю руку. Взрослый пишет знакомые ребенку буквы, он их отгадывает. После каждой буквы родитель ее «стирает», чтобы нарисовать новую. Это действие еще и служит хорошей релаксацией, что также важно для ребенка. Если дошкольник не знает букв, можно рисовать формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д.). Потом взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок пишет, взрослый отгадывает.

Интересно и весело проходят с детьми игры-загадки с подручным материалом. Дома у каждого из нас всегда найдутся лоскуточки разной материи. Сначала взрослый предлагает ребенку потрогать их и убедиться, какие они разные на ощупь. Затем раскладывает перед ним кусочки ткани, и такие же кусочки держит в руке, предъявляя их ребенку по одному. Ребенок, отвернувшись, отгадывает материал на ощупь, показывая на аналогичный лоскут перед собой. Если ребенок знает названия материалов, он может отгадывать, называя их. В процессе игры ребенок и родитель меняются ролями.

Для другой игры-загадки необходимо приготовить мешочек (бумажный пакет) с горохом (фасолью), в который складываются мелкие предметы или игрушки. Ребенку необходимо опустить в мешочек руку и определить на ощупь попавшийся ему предмет. Назвав, ребенок достает его из мешка, проверяя правильность своего ответа. Для младшего дошкольного возраста родитель до начала игры проговаривает названия игрушек (предметов), которые находятся в мешочке.

По аналогии с этой игрой можно сделать «пальчиковый бассейн» — насыпать в тазик, коробку с высокими бортиками горох или фасоль и поиграть в «прятки»: поискать спрятанную в нем мелкую игрушку. Хорошо потом поменяться ролями: ребенок сам прячет игрушку, родитель ищет. Это поддерживает интерес ребенка.
Для следующего занятия необходимо найти шнурок, веревочку или толстую нитку для вязания. Взрослый выкладывает контур какой-либо фигуры, ребенок отгадывает ее. Затем меняются ролями. Если ребенок маленький или ему трудно справиться с подобным заданием, родитель может рисовать контур фигуры, которую должен выложить ребенок.

По аналогии с этим занятием можно предложить ребенку составлять картинки из зубочисток. Предварительно покажите ему, как разложить зубочистки так, чтобы получились различные фигурки. В летний сезон хорошо выкладывать камушками картинки на мокром песке.

Кроме предложенных игр и упражнений будут эффективны следующие задания:

  • запускать волчки;
  • открывать, закрывать, откручивать, закручивать крышки банок, бутылок;
  • бинтовать игрушки;
  • наматывать толстые нитки, веревки на катушку;
  • забивать небольшие шарики в самодельные «ворота» (можно сделанные из смятой бумаги);
  • делать массажи рук разными предметами: массажными мячиками, валиками, счетами, расческой, катать карандаш между ладоней;
  • выкладывать пуговицы в определенной последовательности, находить пару каждой пуговице, раскладывать их ни группы по размеру или цвету, выкладывать из пуговиц рисунок по образцу, делать из них бусы, нанизывая на толстую нить, собирать в банку;
  • скреплять цветные канцелярские скрепки между собой, выкладывать в определенной последовательности, выкладывать из них рисунок, нанизывать на веревочку, надевать на лист картона, украшать ими вырезанные из картона фигурки;
  • нанизывать на натянутую веревочку в определенной цветовой последовательности, украшать вырезанные из картона шаблоны прищепками, например солнышко, ежика;
  • использовать все виды ручного труда и изобразительной деятельности.

Главное, о чем нужно помнить: заниматься с ребенком нужно регулярно, пусть даже понемногу, деятельность должна доставлять удовольствие ребенку, поэтому лучше подбирать такие игры, упражнения, которые интересны именно вашему ребенку, и, по возможности, играйте вместе с детьми, тогда их активность, интерес, желания будут только расти, а ваши взаимоотношения улучшаться.

Черемисина П. В.
педагог-психолог центра «Наставник»

Россия - без жестокости к детям!