«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Стать ближе к друг другу (Газета «АНФАС — профиль» 11.02.2006)

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является разрушение института семьи. Множество пар не выдерживают трудностей совместной жизни и разводятся, отчего страдают и сами взрослые, и, особенно, дети. Одной из основных причин распада семьи — внутреннего распада, который начинается задолго до развода, но не всегда им заканчивается – психологи называют утрату – или вовсе не обретение — взаимопонимания между её членами: мужьями и жёнами, родителями и детьми. Как эти хрупкие нити укрепить? Как помочь членам семьи чаще испытывать радость от общения друг с другом? На эти непростые вопросы совершенно оригинальным образом попытались предложить ответ сотрудники Рыбинского МУ СРЦ «Наставник» совместно с историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. С 8 по 22 октября здесь проходила интерактивная выставка «Семья и время, или время для семьи». В течение четырех занятий с психологами молодые – и не очень – пары, мамы с сыновьями — и воспитанники ПРО «Свеча» «строили мосты» друг к другу путём создания… коллажей. Коллаж – художественная техника, предполагающая сочетание различных материалов на плоскости. Он определяется как композиция из плоских предметов, таких как газета, ткань, фанера, бумага различной текстуры и т.д., соединённых друг с другом и прикреплённых к поверхности, часто сочетающихся с линией и цветом. Использовать в своём творчестве готовые объекты или их фрагменты начали кубисты, прежде всего Пикассо, Барк и Гри, осваивавшие эту форму визуального творчества с 1907 по 1914 годы. Они включали в свои композиции старые газеты, билеты, части плоских крупных объектов, создавая тем самым определённый парадоксальный эффект, основанный на сочетании привычного содержания предметов. Матисс творил коллажи из окрашенных листов бумаги. А знаменитый режиссёр Сергей Параджанов – из множества самых разнородных элементов, включая павлиньи перья и репродукции картин известных мастеров прошлого…По словам сотрудников МУ СРЦ «Наставник» Радмилы Ерёменко и Надежды Егоровой, «…выставка «Семья и время, или время для семьи» является частью программы ««Наставник» — родителям» и представляет собой новую технологическую разработку в работе с семьёй. Особое значение выставки в том, что она интерактивная: наряду с представленным визуальным рядом, родителям и детям предлагается активное взаимодействие друг с другом в арт-терапевтической среде. Таким образом, в ходе работы выставка пополняется новыми «экспонатами» и является «живым, действующим организмом», стимулирующим семейные коммуникативные процессы». Задумывая данное мероприятие, организаторы исходили из условий объективной реальности, с которыми приходится сталкиваться специалистам Центра «Наставник» каждодневно — на консультировании, в реабилитационной работе, в ходе семейного сопровождения. Наиболее часто встречающейся проблемой, выделяемой как взрослыми, так и детьми, является разобщённость членов семьи, утрата традиционных семейных традиций. Именно поэтому в названии «Семья и время, или время для семьи» звучит обращение к взрослым и детям о необходимости сохранения старых, добрых способов организации семейного досуга, позволяющих членам семьи лучше понимать друг друга, ценить, беречь, наконец, сплачиваться в условиях меняющейся жизни. Выставка организована помочь участникам в самопонимании и положительном принятии себя; в признании собственных слабостей; в самосовершенствовании и эмоциональной поддержке; в общении и обмене опытом в группе; в усвоении нового опыта, а также в соотнесении собственных чувств и мыслей с реальностью; в осмыслении и свободном выражении своих чувств, желаний, мыслей; в признании и понимании другими, а также в том, чтобы быть самими собой. Формы работы участников выставки были разнообразными: индивидуальная, в парах со сверстниками, с родителями, в группах. В каждом случае предусматривалось несколько тем для создания коллажей. Например, для индивидуального творчества предлагались темы: «Я – это Я», «Я в лучах солнца», «Четыре стихии» и другие…Четыре занятия протяжённостью от 1-1,5 часов проводились в тёплой, доброжелательной атмосфере. Участниками одного занятия стали восемь взрослых пар, которые уже перешли этап первого знакомства и теперь находятся на пути к созданию семьи. Как известно, период принятия не только достоинств, но и недостатков другу друга в семейной жизни – дело нелёгкое. Именно поэтому поближе узнать друг друга с помощью психологов в процессе совместного творчества пришли люди от 22 до 40 лет. Был среди них даже сотрудник правоохранительных органов. По словам организаторов выставки, взрослым, в отличие от детей, намного сложнее принять себя такими, какие они есть; выразить себя через творчество: есть внутренний цензор. Однако постепенно, с помощью специалистов натянутость в общении участников занятия исчезла – посредством создания коллажей люди смогли сказать друг другу о себе то, что прежде не получалось словами и тем самым стать ближе. Именно, тёплое, открытое общение – и было для организаторов проекта главным. Цели своей они достигли. Поработав каждый самостоятельно, участники выставки затем обменивались коллажами, искали своим работам наиболее подходящее место среди других экспонатов, обсуждали работы друг друга в ходе круглого стола. У каждой пары в ходе занятия появилось много новых, креативных соображений относительно дальнейшей совместной жизни. Люди уходили домой радостные, окрылённые, полные надежд. В ходе другого занятия подростки с помощью коллажей создавали картины своего внутреннего и внешне наблюдаемого «Я» — тем самым раскрывали свои мечты, сомнения, симпатии и антипатии. Ещё одно занятие было посвящено организации семейного пространства. Приглашённые на занятие мамы с сыновьями 9-10 лет стремились понять друг друга, выявить причину семейных «трений», чтобы сделать отношения более гармоничными. Было в ходе выставки и занятие, в котором принимали участие воспитанники ПРО «Свеча». Подростки с помощью коллажей создавали представления о своей собственной будущей семье. Главным в этом деле для психологов было дать детям понять, что их искреннее, идущее от сердца творчество и в этом деле поможет им добиться успеха. Для многих ребят создание коллажей стало хорошим способом для подлинного внутреннего раскрепощения, возможностью открыто выразить – пусть и в образной форме — свои мысли и чувства. Созданные в ходе мероприятия коллажи образовали очень интересную выставку. В экспозицию удачно вписались и работы, представленные на конкурс, посвящённый семье и семейным ценностям (он был объявлен МУ Центр «Наставник» и музеем-заповедником в сентябре этого года). В целом участниками мероприятия стало несколько десятков человек. В планах организаторов выставки – поиск новых творческих путей в решении проблем семей. Для всех, кто в такой помощи нуждается, двери «Наставника» открыты всегда.

Лиана Гаврилова

Россия - без жестокости к детям!