«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





В Рыбинске появились первые семейно-воспитательные группы (Газета «АНФАС — профиль» 10.11.2006)

Для тех, у кого есть возможности и желание помочь обездоленным детям ясно уже давно, что ни детский дом, ни какие-то иные государственные учреждения, сколь бы внимательны и талантливы там ни были педагоги, никогда не заменят ребенку семью. Ребенок, выходящий из стен госучреждения, уже входит в группу риска. Ему сложнее адаптироваться в социуме, у него нет опыта внутрисемейной жизни, и шансов, что он создаст полноценную семью, толком не зная, что делает мама или папа, у него очень мало. Когда-нибудь и у нас, как на Западе, детские дома останутся в прошлом – во всяком случае, реабилитационные центры для несовершеннолетних несут в себе и борются именно за эту идею. Ну, а пока мы двигаемся… Шаги, хоть и небольшие, но они судьбоносные для многих детей.31 мая вышел закон Ярославской области о новых формах жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; это плод долгой и упорной борьбы социально-реабилитационных центров. До сих пор рыбинцам были знакомы только три формы устройства таких детей в реальных семьях – это приемная, опекунская семья и усыновление. Теперь же к существующим трем добавилось еще две – семейно-воспитательные группы и патронатная семья.С конца октября это уже не просто теоретическая возможность, это реальность. В Рыбинске и Глебово появились две первые семейно-воспитательные группы – Коптеловых и Романовых. Две семьи, у которых и своих детей… много (трое в одной, четверо – в другой), берут на временное воспитание еще ребят… И на вопрос специалистов центра, зачем они это делают, отвечают примерно одно и то же — что им неясно другое: почему другие этого НЕ делают? Их истории очень трогательные; да и дети буквально преображаются за одну – две недели.Что представляет из себя семейно-воспитательная группа, в чем была ее необходимость, кому от ее создания легче и кому сложнее, чем она отличается от других форм, и на многие другие вопросы журналистам ответили представители социально-реабилитационного центра «Наставник»: руководитель центра Геннадий Ильич Савин; заведующая отделением социально-воспитательных групп Юлия Анатольевна Смирнова; и Наталья Николаевна Кузнецова — психолог центра.

Вопрос №1 — Зачем?

Еще лет десять назад, когда стали появляться в диком количестве сироты и беспризорники, от инспекторов ОДН или врачей детской больницы можно было услышать массу кошмарных историй о детях, которых некуда было девать. Ситуация и на самом деле была тупиковая. Из семьи ребенка изымали – там было опасно, а в детский дом поместить не могли, т.к. родители еще не были лишены прав. Эти дети месяцами могли жить в больницах, а растерянный инспектор ОДН с измученным ребенком на руках, отчаянно думающий, куда бы его пристроить – картина в те времена нередкая. Дети без статуса – история долгоиграющая; у них может не быть даже свидетельства о рождении. Пока оформляются бумаги, да идут суды, пройти может больше года; дети все это время неприкаянные, они даже не учатся…«Убежище», а потом и «Свеча», открытые при «Наставнике», приняли их и решили очень многие проблемы – и устройства, и обучения, и, наконец, реабилитации… Но… Дети ведь хотят настоящий дом, а не казенный. Для дальнейшей судьбы ребенка очень важен этот опыт жизни в семье – чтобы он увидел и понял, что значит нормальная, правильная семья, чтобы потом мог повторить ее и в своей жизни…Так появилась идея семейно-воспитательной группы. Ребенок в ней находится временно. До тех пор, пока его судьба не решится. Возможно, он вернется в кровную семью уже с новыми навыками и даже с новым взглядом на вещи (ситуации бывают разные, и не всегда у воспитанников центра бедовые родители). А может, семейно-воспитательная группа преобразуется в другие известные формы – в приемную или опекунскую семью, или усыновит ребенка.

Что же это такое?

Семейно-воспитательная группа является структурным подразделением «Наставника». А люди, которые принимают в свои семьи детей «Свечи» и «Убежища» (то есть детей без статуса), оформляются воспитателями в центр, и получают зарплату за свою работу по 16-му, самому высшему, разряду. Они ни в коем случае не должны выдавать себя за родителей, да и ребенку объясняется, что он едет «к тете Наташе» в гости, то есть временно (даже если что-то не сложится, ребенок в этом случае меньше будет переживать). Мама и папа появятся лишь в том случае, если семья решит принять его насовсем. Ну, а пока он живет в семье воспитателя, официально являясь воспитанником центра, и, соответственно, находится на полном государственном обеспечении – одежда, питание, канцелярия, моющие средства и прочие мелочи.- В свое время, — рассказывает Г.И.Савин, — когда появилось много сирот, стало модным брать их на усыновление. Теперь эти дети входят в подростковый возраст, и нам, психологам, консультантам, приходится много работать с родителями, которые поторопились их усыновить/удочерить. Начинают всплывать не только чисто подростковые, но и наследственные проблемы. (…)Казалось бы, ничего в социальной среде не сопутствует тому, чтобы девочка в 13 лет ушла в подвалы; а когда посмотрели, выяснилось, что она алкоголик и представитель древнейшей профессии в третьем поколении.С моей точки зрения, чтобы брать ответственность за усыновление, нужно очень тщательно готовиться, нужно очень многое узнать о ребенке. В семейно-воспитательной группе человек не берет на себя такую большую-большую ответственность. Если семья сродняется с ребенком, если все члены ее принимают его, тогда – да, у них привилегированное право. Семейно-воспитательная группа действительно может рассматриваться как подготовительный этап к созданию приемной или опекунской семьи. А так… Это просто работа. Сегодня человек взял на воспитание Ваню, через 2-3 месяца он будет воспитывать Машу. Возможно в дальнейшем создание патронатной семьи – ребенок продолжает жить в реальной семье, но уже имеет статус воспитанника детского дома…Вопрос лишь в том, какую цель ставит перед собой воспитатель. Разумеется, это выясняется еще до того, как создается новая семейно-воспитательная группа.

Воспитатели — кто они?

(небольшая справка)Воспитателем СВГ могут стать лица Российской Федерации, совершеннолетние, возраст их ограничен 70-ю годами. Образование должно быть не ниже основного среднего (по-старому – 8 классов, по-новому – 9), то есть педагогическое образование совсем необязательно. НЕ МОГУТ стать воспитателями лица, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна, усыновителя. Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Лица, которые имеют непогашенную судимость. И лица, ведущие аморальный образ жизни.

Как появляются дети
Это, наверное, самое сложное, и самое радостное, и здесь, как и при рождении, случается много чудес. Семья Коптеловых к примеру, шла изначально за маленьким ребенком, выбрали девочку, и познакомились с ней… как вдруг увидели 14-летнего Никиту – он в тот момент чинил забор, и, что называется, папу «потянуло», да и Никиту тоже – он рос без отца… Симпатия у всех членов семьи проявилась настолько ярко, что они решились взять подростка на воспитание буквально через неделю после знакомства – и в дальнейшем планируют изменить статус семьи на приемную. К слову сказать, мыслей о первой девочке они также не оставили.А вот глебовская семья взяла ребенка – второклассницу — временно. Мама ее умерла давно; у папы сложности – и в плане воспитания, и материальные, — как говорят специалисты центра, ему самому нужна помощь. Но он любит дочь, и дочь любит его, они еще собираются быть вместе. В семье Романовых девочка, наконец, получит навыки женской роли – ведь она этого была лишена с детства. Судя по всему, она уже прижилась. Старшие дети приняли ее и реально опекают — отдают ей свои школьные завтраки!!! Девочка расцвела и похорошела.Как же происходит выбор? Сначала психологи выясняют, кого хочет семья – девочку или мальчика, какого возраста… ребенок подбирается и в соответствии с темпераментом воспитателя, и с его жилищными условиями (к примеру, в семье, где одни мальчики, для девочки потребуется дополнительная комната)…Также не всякий ребенок может попасть в семейно-воспитательную группу. А только тот, кто уже показал «положительную динамику реабилитации», то есть не является социально и медицински опасными. (Когда ребенок попадает в «Свечу», он находится еще в стрессовом состоянии, с ним работают психологи, психотерапевты и другие специалисты; часто он нуждается в медицинской помощи; в таком состоянии детей в СВГ, разумеется, помещать никто не будет).Будущий воспитатель присматривается к ребенку в естественной обстановке, смотрит, возникает у него симпатия или нет; знакомится с ним сам и знакомит своих родных, общается, работает с психологом. И, наконец, принимает решение. Согласие требуется от всех совершеннолетних членов его семьи. Со своей стороны ребенок также должен решить — понравился ли ему «дядя» («тетя») или нет, хочет он ехать к нему «в гости пожить» или не хочет. Старшие дети дают согласие в письменном виде.

Контроль и помощь

В дальнейшем с новой семейно-воспитательной группой будет продолжаться работа специалистов центра – это постоянный патронат семьи, то есть выезд социальных педагогов, беседы с ребенком, обследование его здоровья – психического и физического; беседы с теми детьми, которые в этой семье проживают; разрешение и урегулирование возможных конфликтов. Поскольку ребенок остается воспитанником центра – то все специалисты центра, как говорится, в распоряжении этой семьи.

Меркантильный интерес не пройдет

Сейчас на подходе еще 4 семейно-воспитательные группы. Причем есть уже люди, которые осознанно идут на воспитание даже сложных детей. Для них это работа…Действительно, помимо государственного содержания ребенка, как уже говорилось ранее, воспитатель получает от центра зарплату. Полная ставка (воспитатель берет в семью трех детей) практически равна средней зарплате по городу – это порядка 10 тысяч рублей. Женщина, которая любит детей, вполне может превратить свою склонность души в профессию. А вот меркантильный интерес специалисты исключают – все слишком сложно, чтобы привлечь любителей халявы. В любом случае, периоду оформления предшествует психологическая диагностика, серьезная работа с кандидатом. Недобросовестные люди отсеиваются на первых же этапах. А те, кто дошел до победного конца, убеждает специалистов центра в правильности этого шага: детям реально становится лучше.

Как все происходит

Итак, семья решается помочь ребенку. Будущий воспитатель (один из членов семьи) приходит в отделение семейно-воспитательных групп – ул. Ухтомского, 22а (там же, где находится «Свеча»); и подает заявление о том, что хочет взять на воспитание ребенка. Знакомится с законом, словом, вникает в суть вопроса. Проходит медицинское обследование и собирает другие необходимые документы, работает с психологом, выбирает ребенка, которого также подготавливает психолог. Затем происходит знакомство; выясняется мнение всех участников процесса. Последний шаг – специалисты выходят в семью и смотрят, как там подготовились к приему ребенка; после этого принимается окончательное решение. По телефону 26-49-40 (спросить отделение семейно-воспитательных групп) можно узнать дополнительные подробности.

Подготовила А.Прокофьева

Россия - без жестокости к детям!