«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Вас там мало, а нас так много (Газета «АНФАС — профиль» 24.09.2005)

Недавно социально-реабилитационному центру «Наставник» исполнилось 10 лет. Судя по статистике, его знает буквально полгорода, потому что эти полгорода прибегают к его услугам: сами подростки, и все, кто имеет к ним отношение – медики, педагоги, родители. И в связи с собственным юбилеем 7 сентября «Наставник» организовал круглый стол с участием заинтересованных в нем лиц, чтобы подвести итоги 10-летнией деятельности и обозначить круг проблем, которые необходимо решать.…Недаром Эльдар Рязанов на светских посиделках регулярно устанавливает правило – не хвалить его, а говорить гадости – иначе захвалят насмерть. То же правило, пожалуй, можно было вводить в отношении «Наставника». Отзывы педагогов и медиков, в основном, восторженные, и конструктивная беседа, к которой склонял всех «Наставник», часто сбивалась на благодарности. Впрочем, искренние, потому что «сами подростки не хотят отпускать педагогов центра» — так было заявлено одной из школ. Далеко не всякий город может похвастаться столь мощной и разветвленной службой психологической поддержки несовершеннолетних, созданной в Рыбинске за 10 лет. Начиналось все с лекций на интересные подросткам темы, проходивших в школах, а также тренингов; а теперь «разовые мероприятия переросли в систему» по выражению представителей ИОЦ, а сам «Наставник» называют «спрутом» — в хорошем смысле этого слова. Он охватывает практически все учебные заведения, работающие с подростками: школы, детские дома, ПТУ, авиационный колледж; он проникает в медицинские учреждения (например, уже от врачей-педиатров в «Наставник» стекаются первые сведения о неблагополучных семьях, семьях, в которых здоровью и жизни ребенка грозит опасность), он работает с наркологией и другими структурами, способными оказать помощь человеку как таковому. Специально разработанные программы нацелены на самые болезненные вопросы взрослеющего человека – самопознание, общение, подготовка к семейной жизни и др. Много внимания уделяется профилактике болезней нашего века – наркомании, СПИДу, болезням, передающихся половым путем; юридическому просвещению и другим вопросам. К сожалению, по оценке психологов, число деградирующих семей сейчас не уменьшается, что подтверждается и данными медиков: список самых маленьких детей, нуждающихся в помощи социальных служб постоянно растет. И потому, как считали некоторые участники круглого стола, помощь психологов нужна в том числе и родителям. Вообще, как выяснилось, штата «Наставника» недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребность людей в психологах. Педагоги жаловались на «выгорание», а «хроническая усталость» у них уже стала попадать в больничные листы – с подобным официальным диагнозом ранее не приходилось сталкиваться. «Мы понимаем, нас так много, а вас так мало, но…» — и дальше шли просьбы и благодарности, перемешанные между собой: людям нравится работать с психологами… Из конструктивных моментов следует отметить просьбу педагогов поработать со школьными психологами – которые подчас не всегда правильно понимают свою роль, а также с двумя категориями учеников, относительно недавно появившимися в Рыбинске: с детьми, чьи родители имеют по два высших образования, и с детьми «новых русских» (имеются ввиду «новые русские» — как типичный персонаж анекдота – у которого пальцы веером). В первом случае дети находятся под серьезным прессингом, потому что, по мнению родителей, они вундеркинды и даже случайная тройка воспринимается как большое поражение. У таких детей вырабатывается комплекс неполноценности; они не могут жить без семьи, например, в общежитиях, плохо адаптируются в больших городах и часто бросают престижные ВУЗы именно по этой причине. Во втором случае страдает педагог: твердолобый папаша «прет как танк», ни в чем не сомневается и убеждает чадо не слушать учителя, потому что она не смогла добиться большего и живет на маленькую зарплату. Еще одним пожеланием «Наставнику» было начинать работу с детьми аж с детсадовского возраста.

Е. Анисимова

Россия - без жестокости к детям!