«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Ваш трехлетний упрямец

Воспитывая ребенка, мы нередко сталкиваемся с различными трудностями, связанными с его взрослением.

Еще вчера  рядом с вами радостно шел на прогулку послушный,  милый, любящий двухлетний малыш, а сегодня он на все ваши предложения отвечает резким отказом,  не хочет выходить на улицу, разбрасывает игрушки, грубит и вообще, кажется, делает все специально наоборот… Что же случилось?

Не пугайтесь — у вашего сынишки или дочурки, скорее  всего, начался так называемый кризис 3-х лет… Возможно, многие слышали об этом знаменитом кризисе, но не все знают, в чем его суть и как вести себя в этот период.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это — движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменения не только в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов), но и  в психическом. У малыша начинает формироваться новообразование «Я сам!». Порой нам бывает удобнее сделать что-то за ребенка, например, одеть, накормить и т.д., ведь так быстрее и наверняка. Но ребенок, который начинает чувствовать себя отдельным человеком, хочет все пробовать делать сам. Теперь вашему малышу очень нужно все делать самому и  важно, чтобы окружающие люди  всерьез относились к его  самостоятельности. Кризис 3 лет – это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели – ведь ребенок вырос. Это  протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак  — появление в словарном запасе малыша слова «Я» — появляется после  2 лет. Сам кризис проявляется  обычно с 2,5 до  3,5 лет.

Давайте познакомимся с основными признаками кризиса 3 летнего возраста:

  • Упрямство — первая черта  кризиса 3 лет. Она пронизывает практически все поведение ребенка. Когда  малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал не встану, значит, не встану!».

Рекомендация: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

  • Негативизм — вторая составляющая кризиса. Именно он вынуждает ребенка поступить вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию.  Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а  только потому, что его об этом попросили.  Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При  непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.

Негативизм  часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными – он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!»

Рекомендация: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из-за негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

  • Строптивость  очень похожа на негативизм, но отличается тем, что  не направлена на  определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются  противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).

Рекомендация: Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

  • Своеволие (я сам) проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.  Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей.

Рекомендация:  позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.

  • Симптом обесценивания, когда теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить  дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно  обожаемые им игрушки,  книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Рекомендация: существует множество развивающих занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

  • Протест-бунт — пятая особенность  кризиса 3 лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто сорится с родителями.

Рекомендация: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.

  • Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Рекомендация: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что ваше внимание можно получить без истерик и  капризов.

Рекомендации для родителей:

  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.
  • Помните, что ребенок как бы испытывает ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.
  • Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно  быть слишком много, не больше 5.  Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за собой.
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку вы видели  на прогулке.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается кушать, то не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет кушать по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание…
  • Подчеркивайте, какой он уже большой, не «сюсюкайтесь», не старайтесь все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Желаем вам успехов в воспитании вашего взрослеющего малыша!

Варзанова И.В. — педагог-психолог  центра «Наставник»

Россия - без жестокости к детям!